16 Май, 2008
Система школьного образования Германии
Реферат

Сеть дошкольных учреждений развита в стране сла бо. Небольшое число детских садов, находящихся в основ ном в частном ведении, охватывают детей возраста 3-5 лет.

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обяза тельно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.

Первой ступенью в школьной системе является на чальная школа: 1-4 классы, в некоторых землях 1-6 клас сы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, ариф метика, краеведение, музыка, физкультура, религия препо даются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка про должают преподаваться в комплексе.

Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в 4-6 классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гим назии. Это зависит не от материального достатка его роди телей, а от его способностей и желания.

Обучение в полной народной школе продолжается до 9 или 10 класса. Этот вид учебного заведения нацелен пре жде всего на получение профессии: уроки профессиональ ного мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.

В полной народной школе религия, история, общест воведение, родной язык занимают 33% всего учебного вре мени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится по 4 часа в неде лю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного време ни.

Контингент полной народной школы с годами снижа ется, из-за возрастания числа учеников, желающих полу чить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.

Образовательная система ФРГ не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) мо гут получить свидетельство реальной школы. Последняя от личается от полной народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-научного, языкового, общественно-экономи ческого и др.).

Реальная школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы в реальной преподаются «не обяза тельные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание ма тематики. В старших классах вводится один - два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализиро ваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащие ся реальных школ могут переходить в гимназии.

Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление в профессиональные учи лища; реальная школа вместе с тем открывает возможность обучения в профессиональных школах более высокой сту пени, а при сдаче дополнительных экзаменов - в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.

Гимназии - единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возрас та. В течении учебы происходит отсев школьников, кото рый особенно велик после 10 класса, на переходе из сред ней на старшую ступень гимназии (11 - 13 классы). Оканчи вают гимназию в 13 классе лишь половина из тех, кто по ступил в нее.

Гимназии имеют специализированный характер и тра диционно делятся на классические, естественно-математические и современных языков. Есть также инже нерные, экономические и педагогические гимназии. Обяза тельные предметы для всех типов гимназий - немецкий язык, история, география, математика, биология, физкуль тура, музыка и религия. В классических гимназиях обяза тельно изучение латинского, греческого и одного из совре менных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия.

В старших классах вводятся предметы по выбору (от 2 до 7 часов в неделю). В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер.

В школьной системе Германии сравнительно неболь шое место занимают «общие школы», в которых нет четко го разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.

По Конституции Германии разрешены частные шко лы., среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые усло вия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание 10 класса приравнивается к окончанию полной народной школы, при чем 9 класс разделяется на выпускной класс полной народ ной школы и 9 класс (начальный) реальной школы. Выпу скник 10 класса получает свидетельство об окончании ре альной школы, а 11 -12 классы имеют статус гимназиче ской ступени обучения. Первое полугодие 10 класса счита ется пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обу чающихся в гимназии, составляет около 16%.

Постепенно вводится более дифференцированная сис тема обучения - с гибким подходом к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении.

Все права сохранены  ©  Германия - все о Германии, сайты Германии, рефераты и статьи о Германии

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://de-web.ru/article/read/Sistema_shkolnogo_obrazovaniya_Germanii.html