16 Май, 2008
Внешняя политика СССР в 30-е годы
Реферат

Содержание

Введение .................................................................................................................3

1. Отношения СССР с Англией, США и Францией ...........................................5

2. Совектско-германские отношения ...................................................................9

2.1 Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол ...9

2.2 Угроза войны перед Советским Союзом .................................10

3. Советско-финская война ..................................................................................13

4. Вхождение прибалтийских стран в состав СССР .........................................16

5. СССР и Япония в 1938-1940 годах .................................................................19

5.1 Бои на реке Халхин-Гол ......................................................................19

5.2 Советско-японский пакт о нейтралитете ...........................................20

Заключение ...........................................................................................................21

Список литературы ..............................................................................................23

Введение.

В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского Союза находили отражение и в его международной политике. Особый «сталинский» почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах советского правительства. В принципиальном плане это выражалось, прежде всего, в том, что советское руководство давало одностороннюю оценку расстановки и соотношения политических сил в мире.

На международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. В кризисные для европейской политики дни сталинская машина террора продолжала функционировать в СССР.

Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР, и прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима (независимо от его причин), о неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о могуществе нашей страны, ее способности противостоять любой агрессии и о том, что в случае нападения все боевые действия будут вестись только на территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.

В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все более и более на личных взглядах Сталина.

1. Отношения СССР с Англией, США и Францией.

В конце 30-х годов Англия и её союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию.

Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.

Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 года немецкие войска напали на Польшу. Великобритания и Франция объявили Германии войну, а вслед за ними страны, входившие в состав Британской империи: Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Канада. США и Италия пока не воевали, но было очевидно, что начало всеобщей войны - вопрос времени.

В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока (Германия, Италия, Япония).

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

17 апреля 1939 года советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвекцию. При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР, Польше и Румынии. Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительно больше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по-видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально-экономической формации. Переговоры с СССР западные державы вели, прежде всего, для того, чтобы оказывать давление на Германию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязать Советскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами.

После оккупации Германией Чехословакии Советский Союз расстался с последними иллюзиями насчет эффективности политики коллективной безопасности; К тому же Франция и Великобритания, правительства которых Литвинов тщетно пытался убедить в том, что СССР в состоянии выполнить свои обязательства, выражали сильное сомнение по поводу боеспособности Красной Армии, опустошенной чистками, и не видели, каким образом советские войска смогут участвовать в боевых действиях из-за отказа Польши и Румынии: пропустить их через свои территории.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее, отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют «моральным эмбарго», больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.

В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать советско-германскую войну.

2. Совектско-германские отношения.

Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

2.1 Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол.

В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не желая воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать советско-германский договор о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир, но и расширение западных границ.

СССР фактически продолжа оставаться в положении международной изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением Германии о заключении договора о взаимном ненападении.

Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание торгового соглашения между Германией и СССР.

Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939 г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем подписании договора о ненападении.

Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем ответе Гитлеру дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание соглашения о ненападении.

23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о ненападении. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия (позднее к этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики. Протокол составляет органическую часть пакта».

Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась антифашистская кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь называли «поджигателями войны».

Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял заключенные им с Германией соглашения. Советское правительство всемерно старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не дать ей какого-либо повода к нарушению советско-германских соглашений. Такими принципами руководствовались не только дипломатические, военные, хозяйственные и другие советские ведомства, отвечавшие за состояние отношений с Германией, но также печать и радио.

2.2 Угроза войны перед Советским Союзом.

Германское правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно. Начав с лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все чаще нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре 1940 г. германо-итало-японского Тройственного пакта перешло к открытому нарушению существенных внешнеполитических интересов Советского Союза. Наибольшую опасность представляли дипломатические и военные мероприятия гитлеровской Германии в расположенных поблизости от советских границ «малых странах».

Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к прекращению недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта с германским руководством выяснить их действительные намерения. Еще в ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с Гитлером не привели к смягчению напряженности.

Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное пространство СССР; постепенно эти нарушения из единичных перешли в систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с разведывательными и диверсионными целями. Советская разведка задолго до предупреждений, полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже называли точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну. Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в подготовке к нападению на нее.

21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующего дня в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия вероломно напала на СССР.

3. Советско-финская война.

Начиная с 1917 г. Советский Союз вел лояльную политику в отношении всех малых государств и национальных окраин бывшей Российской империи, в том числе и по отношению к Финляндии. Как известно, согласно ленинским принципам ведения внешней политики, сразу после революции, в декабре 1917 г., был подписан декрет о независимости этой страны. В 1920 г. произошло окончательное определение границ двух независимых государств. Граница между СССР и Финляндией была проведена в 32 км от Петрограда (Ленинграда). В 1932 г. между двумя странами был заключен договор о ненападении. Таким образом, до середины 30 г.г. отношения Советской страны и Финляндии были в целом нормальными.

Однако, то что устраивало Советский Союз в период мирной передышки между двумя мировыми войнами, не могло устраивать его в обстановке начавшегося конфликта. Непосредственная близость границы к стратегическому, политическому и экономическому центру страны, недружелюбность, высказываемая финским руководством в отношении СССР, реальная возможность нападения Гитлера на наше государство с территории Финляндии все эти обстоятельства создавали реальную угрозу безопасности Советского Союза и должны были быть устранены.

С апреля 1938 г. по ноябрь 1939 г. СССР пытался найти выход из создавшейся ситуации мирным путем. В этот временной промежуток советским руководством был выдвинут целый ряд предложений по обеспечению безопасности советских границ, начиная от идеи о заключении договора о дружбе и кончая предложениями по обмену территориями. Однако финское руководство не пошло на уступки, на что, несомненно, имело право.

В ответ на такую политику Финляндии осенью 1939 г. СССР аннулировал договор о ненападении 1932 г. и отозвал своих дипломатов. В ноябре 1939 г. начались боевые действия между советской и финской сторонами. Предлогом для начала войны послужили провокации, якобы имевшие место на советско-финской границе.

Финляндия упорно защищала свой суверенитет, однако у нее не было сил, достаточных для успешного сопротивления такой сильной стране, каковым являлся Советский Союз. Части Красной Армии активно продвигались по территории финского государства. Советское руководство, считая войну уже выигранной, создало в г. Зеленогорске (г. Териоках) Правительство Финляндской народной республики, состоящее из финских эмигрантов, живущих в СССР. Это правительство не получило поддержки финского народа, было признано им самозваным. Однако, Молотов, подписавший договор о дружбе с новым правительством, отказался вести переговоры о мире с настоящим руководством. Эта акция еще более усилила сопротивление Финляндии, на защиту которой поднялись жители, возмущенные этими неправомерными действиями.

Таким образом, из-за неразумных действий своего руководства, СССР оказался в невыгодном политическом положении.

В начале декабря 1939 г. финское правительство обратилось в Лигу Наций с просьбой о помощи. Эта организация приняла решение, обязывающее Советский Союз прекратить военные действия и начать переговоры о мире. Сталинское руководство отклонило это предписание, из-за чего СССР был исключен из Лиги наций.

Зимой 1940 г. Красная Армия, продолжая наступление, ценой больших усилий и потерь сломала линию финских укреплений на Карельском перешейке (так называемая линия Монергейма).

Англия и Франция, выполняя решение Лиги Наций, решили помочь Финляндии: зимой 1940 г. финской армии было поставлено английское и французское оружие, было высказано предложение послать на помощь войска. Оказавшись под угрозой втягивания в войну с крупнейшими странами мира, Советский Союз был вынужден прекратить военные действия и в марте 1940 г. подписать мирный договор. По условиям этого договора СССР получал следующие преимущества:

• Карельский перешеек, полуостров Рыбачий, ряд островов передавались во владение Советского Союза;

• Полуостров Ханко передавался в аренду СССР на 30 лет с правом построения на нем советских военно-морских баз.

Таким образом, несмотря на некоторые положительные результаты, каковыми можно назвать удаление границы от экономических и стратегических центров страны и обеспечение возможности построения советских военных баз в северных водах, советско-финская война во многом помешала успешной подготовке к войне с Германией, явилась трагедией для обоих народов, подорвала международный авторитет СССР и в целом ее нужно оценивать отрицательно.

4. Вхождение прибалтийских стран в состав СССР.

Как известно, по условиям секретных протоколов, приложенных к советско-германским договорам, территория прибалтийских государств: Эстонии, Латвии, Литвы была отнесена в сферу интересов Советского Союза, при условии, что экономические соглашения между Германией и этими странами останутся в силе.

В сентябре-октябре 1939 г. СССР заключил с этими прибалтийскими государствами договоры о ненападении и взаимопомощи, по условиям которых на территории этих стран был размещен ограниченный контингент советских войск.

Однако, не удовлетворившись таким ограниченным влиянием на эти страны, в начале июня 1940 г. в Литве, Эстонии и Латвии были сделаны заявления советского руководства, которые по форме и существу носили ультимативный характер. Правительство СССР утверждало, что руководства этих государств грубо нарушили договоры о взаимопомощи, готовили нападение на части Красной Армии, размещенные на их территории. Утверждалось, что для координации своих действий против СССР три страны создали антисоветский военно-политический союз "Балтийская Антанта".

В этой связи руководство СССР потребовало отставки правительств Латвии, Литвы, Эстонии и сформирования новых, способных, как говорилось в заявлениях, «обеспечить честное проведение в жизнь» пактов о взаимопомощи, а также допуска на территорию трех стран дополнительных крупных частей Красной Армии. В случае отказа выполнить эти требования Молотов предупредил, что Правительством Советского Союза будут приняты соответствующие меры. На ответ Литовскому правительству было дано десять часов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов дневного времени. Одновременно дипломатическим представителям трех стран было заявлено, что в формировании новых правительств примут участие советские представители.

Почему вдруг СССР предъявил эти ультиматумы? Никаких враждебных Советскому государству планов у руководства этих стран не было. Когда Молотов готовил эти ультиматумы, у него не было никаких доказательств существования подобных планов. Не были они обнаружены и позже, когда в руки советской стороны попали все архивы прибалтийских правительств.

На наш взгляд, все дело в том, что уже к концу мая стал понятен скорый исход боевых действий в Западной Европе: Франция будет разгромлена, а Великобритания загнана на свой остров. Все эти прогнозы осуществились в начале июня. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной в экономическом и военном отношениях, еще более уверенной в себе, а значит, еще более агрессивной. После разгрома Франции Германия потеряла стратегический интерес к сохранению «дружбы» с СССР. Именно в этот период советским правительством было решено довести до конца «территориально-политическое переустройство» прибалтийских стран, «права» на которое Советский Союз получил по секретным протоколам 1939г.

А что прибалтийские правительства? Они знали, что если откажутся удовлетворить советские требования, вопрос будет решен силовыми средствами. В такой ситуации им мог помочь только протест Германии против подобных действий СССР в Прибалтике. Германское правительство сочло эти действия «отходом Москвы от своих категорических заявлений», однако нашла нецелесообразным раньше времени ссориться с Советским Союзом и поэтому твердо придерживалась политики невмешательства.

В этих условиях прибалтам ничего не оставалось, как принять советский ультиматум. Старые правительства ушли в отставку, в Латвию, Литву и Эстонию были введены значительные силы Красной Армии, в несколько раз превышающие по численности национальные армии этих государств. Для формирования новых правительств и последующего руководства их деятельностью в Литву прибыл замнаркома иностранных дел В. Деканозов, в Латвию – зампредседателя Совнаркома А. Вышинский, в Эстонию секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. Кризис завершился создание просоветских правительств, действовавших в отпущенное им историей время на основе директив Москвы и ее представителей на местах, и подписанием в июле 1940 г. со стороны прибалтийских стран деклараций с просьбой о принятии их в состав СССР.

Оценивая итоги политики Советского Союза в отношении Прибалтики необходимо отметить, что присоединение ее к СССР сыграло положительную роль в деле обеспечении безопасности западных границ и дало возможность отодвинуть предполагаемый рубеж первоначальной обороны от центров страны, однако те методы, которыми велась эта политика, заслуживают самого жесткого осуждения и противоречат всем международным и советским правовым нормам.

5. СССР и Япония в 1938-1940 годах.

5.1 Бои на реке Халхин-Гол.

На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии. Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.

Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале августа 1938 г. разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить соглашение с Советским Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на этом не успокоилась. Она решила нанести удар против Монгольской Народной Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.

Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129 дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение. Они предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

5.2 Советско-японский пакт о нейтралитете.

Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие захватнические замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японские военные были вынуждены отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР, и приступили с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии, что требовало от них меньших усилий, особенно после того, как война в Европе привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г. японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром. Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940 г. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был подписан.

Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность СССР и воспрепятствовать расширению зоны войны. Положительное значение пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы Япония как можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское правительство предпочитало действовать самостоятельно в определении объектов и сроков нападения.

Заключение

Подводя итог необходимо отметить основные итоги внешней политики Советского Союза предвоенного десятилетия. В результате действий СССР на внешней арене им были достигнуты следующие положительные результаты:

• пакт о ненападении, при всех своих отрицательных чертах, несколько отсрочил вступление Советского Союза в войну;

• была обеспечена относительная безопасность Ленинграда, Мурманска, баз Балтийского флота, границы удалены от Минска, Киева и некоторых других центров;

• удалось внести раскол в капиталистический лагерь и избежать объединения крупнейших держав в борьбе с СССР и избежать войны на два фронта.

Однако внешняя политика СССР этого периода имела и множество отрицательных последствий и в целом задача предотвращения войны и создания системы коллективной безопасности была не выполнена.

Какую же оценку внешней политики Советского Союза можно дать, исходя из вышесказанного?

Советская внешняя политика предвоенного времени носила противоречивый характер. Эта противоречивость объясняется своеобразием международной обстановки того времени и особенностями сложившейся в СССР бюрократической системы партийно-государственного руководства, которая пренебрегала нравственными критериями и критериями международного права в своей деятельности, в том числе внешнеполитической.

Руководство во главе со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.

Список литературы.

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX век» – Москва: Просвещение, 1995.

2. «История Отечества XX век» – Москва: Дрофа, 1995.

3. Кирилин И.А. «История международных отношений и внешней политики СССР» – Москва: Международные отношения, 1986.

4. Нежинский Л.Н. «Советская внешняя политика 1917-1945гг.» – Москва: Международные отношения, 1992.

5. Семиряга М.И. «Тайны сталинской дипломатии» – Москва: Высшая школа, 1992.

6. Сиполс В.Я. «Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг.» – Москва: Наука, 1987.

Все права сохранены  ©  Германия - все о Германии, сайты Германии, рефераты и статьи о Германии

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://de-web.ru/article/read/Vneshnjaja_politika_SSSR_v_30_e_gody.html