16 Май, 2008
Основной закон Федеративной Республики Германии
Реферат

Федерация – традиционная для Германии форма государственного устройства. Германия как единое государство существует сравнительно недолго. Конституционное развитие Германии начинается со второй половины XIX в. В 60-е годы XIX в. в результате объединения под главенством Пруссии была создана Германская империя, окончательно оформившаяся принятием Конституции 1871 г. Вслед за свержением монархии в 1918 г. была принята Конституция 1919 г., именуемая Веймарской по названию города, где она разрабатывалась и одобрялась. 

После прихода к власти Гитлера и установления нацистской диктатуры Веймарская конституция формально не была отменена, но фактически произошла смена государ ственного строя. В результате поражения в 1945 г. нацистской Германии в развязанной ею же самой Второй мировой войне ее территория была оккупирована войсками СССР, США, Великобритании и Франции. В 1949 г. на территории трех оккупационных зон в 1949 г. образовалась ФРГ, а на территории советской зоны - ГДР, в которой был установлен социалистический строй. В Западной Германии 24 мая 1949 г. вступил в силу Основной закон ФРГ. Этот закон рассматривался как временная конституция западной части страны на период до ее воссоединения. В ГДР также была принята Конституция в 1949 г., которая первоначально сохраняла некоторые черты Веймарской конституции 1919 г., но в 1968 г. в условиях психологического давления на избирателей была принята социалистическая Конституция. Конституция ГДР перестала действовать вместе с прекращением существования ГДР.

Юридической основой объединения Германии послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

В основу акта были положены конституционные традиции Германии (Конституция 1871 г., Веймарская конституция 1919 г.), учтены конституционные тенденции межвоенного и послевоенного времени.

Основной закон (ст. 20, 28) провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. ФРГ - одно из первых государств в Европе, отличительной чертой которой стало провозглашение в Основном законе концепции правового государства.

Внутреннее единство правопорядка сочетается с признанием верховенства международного права: "Общие нормы международного права являются составной частью права федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории" (ст. 25 Основного закона). Провозглашен и принцип разделения властей как по горизонтали - установление разграничения в компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали – разграничение компетенции между федерацией и землями.

Основной закон определяет ФРГ как социальное государство (ч.1 ст.20). Государство берет на себя ответственность за доступность каждому таких жизненно важных благ, как продовольствие, помощь в случае болезни, образование и тому подобное.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государстве (ч.1 ст. 20). Принцип федерализма относится к основополагающим принципам Конституции.

Регулируются также важные аспекты во внешнеполитической сфере. Устанавливаются запреты на действия, способные нарушить мирное существование народов.

По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. В Конституции устанавливается, что "Основной закон" может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Такой закон требует одобрения в две трети голосов депутатов Бундестага и в две трети голосов членов Бундесрата (ч. 1 и 2 ст. 79).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям 100. Добавлены три новых раздела, в текс Основного закона включены новые статьи и исключен из него ряд прежних.

Конституционный контроль в ФРГ осуществляет специализиро-ванный судебный орган - Федеральный конституционный суд. Он начал свою работу в 1951 г. К его компетенции относится толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерациями и землями, споров между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права.

В случае если какой-либо суд сталкивается с делом, по которому может быть применен и Основной закон, и иной правовой акт, причем, по мнению суда, их нормы противоречат друг другу, суд обязан приостановить рассмотрение дела и обратиться в Федеральный конституционный суд с запросом о конституционности соответствующего нормативно-правового акта. Суд вправе продолжить рассмотрение дела по существу только после решения Федерального конституционного суда.

Все права сохранены  ©  Германия - все о Германии, сайты Германии, рефераты и статьи о Германии

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://de-web.ru/article/read/Osnovnoj_zakon_Federativnoj_Respubliki_Germanii.html