Это ограбление стало одним из самых нашумевших в истории искусства. В июле 1994 года из франкфуртской художественной галереи Schirn исчезли сразу три бесценных шедевра мировой живописи - картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich, 1774-1840) и два полотна британского живописца Уильяма Тёрнера (1775-1851). Похитители проникли на выставку ночью. Они связали охранника, взяли то, что им было нужно, и скрылись, не оставив никаких следов.
По последнему слову техники
Современные технологии позволяют обеспечить такие системы защиты, что сегодня подобное ограбление попросту невозможно, уверяет Бернд Вайлер (Bernd Weiler) из службы охраны Securitas. Этот крупный международный концерн оказывает полный спектр услуг в области обеспечения безопасности торговых центров, аэропортов, музеев, художественных галерей по всему миру. В Германии в число его клиентов входят, например, франкфуртский музей Städel и лейпцигский Музей прикладного искусства имени Грасси.
По словам Вайлера, чего стоят одни только световые датчики, которые передают сигнал тревоги на пульт охраны сразу же после того, как кто-то слишком близко подойдет к музейному экспонату. Такие сенсоры реагируют на малейшее колебание воздуха, изменение температуры, дым, вибрацию, свет. Не говоря о видеокамерах высокого разрешения, специальных компьютерных программах и, конечно, наличии хорошо обученного персонала.
Но насколько уязвима современная компьютерная техника - как для хакерских атак, так и для обычных перебоев в подаче электроэнергии? По словам Бернда Вайля, системы безопасности в музеях в высшей степени надежны. К тому же они снабжены автономными источниками питания, ибп, что гарантирует их бесперебойную работу даже в тех случаях, когда отключается электроэнергия.
Без страховки - никак
И все равно без страховщиков музеям и галереям не обойтись. Но прежде чем заключать договор о страховании музейных предметов на случай их похищения, страховые компании всегда тщательно проверяют, как охраняются экспонаты, соблюдаются ли необходимые требования безопасности.
"Например, при отсутствии в помещениях сигнализации мы страховать не будем", - подчеркивает Бернд Цигенрюккер (Bernd Ziegenrücker) из страховой компании Artekuranz, специализирующейся на страховании художественных галерей.
С одной стороны, после случая с ограблением Schirn в Германии сделано очень многое для улучшения охраны ценных экспонатов, говорит Цигенрюккер. С другой, страховой агент признает, что в ряде немецких музеев в этом отношении все еще есть недоработки.
Вор среди своих
По словам Цигенрюккера, воруют шедевры мирового искусства сегодня редко. И основная причина кроется даже не в том, что произведения подобного уровня охраняются теперь гораздо лучше, чем раньше, а в том, что работы художников вроде Тёрнера или Фридриха сложно продать. Поэтому похищенные из именитых музеев картины год или два спустя грабители зачастую возвращают в собрания. Утраченные в 1994 году полотна, в конце концов, вновь обрела и галерея Schirn. Правда, за это ей пришлось заплатить похитителям выкуп.
Как утверждает страховой агент, в наши дни объектом интереса грабителей все чаще становятся произведения малоизвестных художников. И лишиться их особенно рискуют музеи, не ведущие учета входящих в их коллекции предметов искусства. Бернд Цигенрюккер ссылается на прецедент, имевший место в музее-дворце Шарлоттенбург в Берлине. Один из его сотрудников не один год подряд выносил оттуда уникальные фарфоровые тарелки, а затем продавал их с аукциона, рассказывает эксперт.
В Германии существует возможность застраховать предметы искусства от всех рисков (Allgefahrenversicherungen). И музеи, имеющие такую страховку, могут рассчитывать на возмещение ущерба вследствие и ограблений, и пожаров, и наводнений, и вандализма. Впрочем, как и в каждом правиле, тут не обходится без исключений: убытки, которые музей понес, например, из-за войны, ядерного взрыва или радиации, страховыми компаниями не компенсируются.
Картины, похищенные в 1994 году из франкфуртской галереи Schirn, были застрахованы почти на 35 миллионов евро. Но, оказывается, свое имущество в Германии страхуют отнюдь не все музеи и арт-галереи. По словам Цигенрюккера, в первую очередь это касается государственных музеев. Свои риски они перекладывают на плечи налогоплательщиков.
Автор Сюзанне Диккель, Наталия Королева
DW