18 Февраль, 2008
Немецкая Волна: ивановский текстиль. От госзаказа к реальному рынку
После развала СССР текстильная промышленность стала для Ивановской области главным источником бед. Сегодня предприниматели и правительство вновь возрождают отрасль. Есть ли у текстильного кластера перспективы?

Торговый центр "Текстиль-профи Иваново" найти несложно. Добраться помогут дорожные указатели или специальное маршрутное такси. Да и любой прохожий без труда подскажет: "Да это же на Сосновой, бывшая фабрика "Красная Талка".

Прилавки вместо станков

"Красная Талка" - одно из старейших текстильных предприятий Ивановской области - на самом деле еще существует, но, как и многие другие фабрики, переживает не лучшие времена. Сегодня все производство умещается в одном корпусе. На остальной территории идет бойкая торговля текстилем, причем не только ивановским.

"Наш комплекс является крупнейшим в России - 39 тысяч квадратных метров, - рассказывает директор "Текстиль-профи" Александр Бодалов. - Сейчас здесь арендуют площадки 482 предприятия, и мы планируем расширяться, потому что заявок очень много".

По оценке Бодалова, ежемесячно в центр прибывают 500 автобусов с "челноками" со всех концов страны. Здесь в розницу и мелким оптом можно закупить текстильную и швейную продукцию практически всех российских предприятий. В будущем появятся и товары производителей Индии, Пакистана, Турции, Китая - основных конкурентов отечественного текстиля.

Впрочем, директор "Тестиль-профи" убежден: места хватит на всех - и на рынке, и в торговом комплексе. "Если мы говорим о Китае как о дешевом ассортименте, то это для нас угроза, - считает Александр Бодалов. - Если говорить о средней ценовой категории, то угрозы нет, потому что у нас есть достаточно предприятий, которые крепко стоят на ногах".

Кризисные 1990-е

Одно из таких предприятий - холдинг "Шуйские ситцы", крупнейший в области. В его состав входят три фабрики: прядильно-отделочная в Фурманове, ткацко-отделочная в самой Шуе и швейное производство в Иваново. Предприятие выпускает порядка 240 миллионов погонных метров ткани, годовой оборот достигает 2 миллиардов рублей.

Еще 10 лет назад фабрика "Шуйские ситцы" лежала в руинах. Развал СССР и открытие рынка отправили местных производителей в глубокий нокаут. Один за другим в Ивановской области банкротились текстильные фабрики, на остальных рабочие месяцами сидели без зарплаты. Центр советской легкой промышленности превратился в один из самых депрессивных регионов новой России.

"Ситуация была катастрофическая, - вспоминает генеральный директор и главный акционер холдинга Виктор Богаделин, возглавивший предприятие в 1996 году. - Фабрика находилась в предбанкротном состоянии. Накопились долги по зарплате, производства не было, оборотных средств не было, рабочие разбежались".

Поворотным пунктом для ивановского текстиля стал 1998 год. Гиперинфляция сделала импортное белье и одежду непозволительной роскошью. "Стал востребован отечественный товар, особенно в Ивановской области. Ведь у нас сосредоточено 70 процентов производственных мощностей страны", - говорит губернатор области Михаил Мень.

Наволочки, полотенца, спецовки

Поднакопив средств и наладив поставки сырья, предприятия, пережившие кризис, начали перевооружаться. "Наше старое оборудование было низкопроизводительным, энергоемким. А мир за это время далеко ушел, - говорит директор "Шуйских ситцов" Богаделин. - Мы начали с малых проектов: покупали по одной машине. Потом начали заменять целые производственные линии".

Параллельно шло укрупнение производства - объединение под крышей одного холдинга предприятий, включающих все этапы изготовления и переработки тканей. Ивановская область идеально подходит для создания таких комбинатов или, как сегодня принято говорить, "текстильных кластеров". Именно такие холдинги и задают сегодня тон на рынке текстиля.

Правда, дальше производства простой продукции - постельного белья, полотенец и спецодежды - ни "Шуйские ситцы", ни второй по величине холдинг "Нордтекс" не пошли. Виктор Богаделин в расширении ассортимента нужды не видит, несмотря на конкуренцию с востока. "Российский рынок - бездонный, на нем накопилось много отложенного спроса, - говорит он. - Поэтому домашний текстиль еще долго будет пользоваться спросом".

В администрации области считают, что дело не только в "бездонности" рынка. Качество местного текстиля - на голову выше китайского, уверен Михаил Мень. "Потребитель устал от не очень дорогого и не очень качественного ширпотреба из Китая и Турции, - говорит губернатор. - Если в конце 90-х для людей самой главной была дешевизна, то сегодня ивановская продукция берет качеством".

Кому нужен текстильный кластер?

Несмотря на уроки прошлых лет, правительство вновь делает ставку на легкую промышленность. В 2007 году в Минэкономразвития прозвучала фраза "текстильный кластер". Сейчас на уровне консультантов ведется разработка концепции по превращению Ивановской области в текстильную Мекку. Помимо бытового, рассматривается и изготовление промышленного текстиля, который, к примеру, используется в утеплителях для строительства и обшивках для салонов автомобилей.

"Это будет стимулирование частного предпринимательства и определенное вложение государства в инфраструктуру, возможно - из инвестиционного фонда РФ, - объясняет Михаил Мень. - Планируется и введение протекционистских мер для отрасли".

Протекционизм на фоне стремления России в ВТО? Бесперспективный подход, и в обладминистрации это понимают, уверен главный редактор критического издания cursiv.ru Владимир Рахманьков. "Вся ивановская текстильная промышленность рано или поздно будет работать под ноль, - говорит Рахманьков. - Этот бизнес рано или поздно умрет".

Создание "текстильного кластера" - это чисто политический проект, под который губернатор будет "выбивать очередные бюджетные деньги", считает журналист. "Ну, с его горы это верный поступок, - признает Рахманьков. - Чем больше бюджетный денег он привлечет в область, тем лучше".

Впрочем, "Шуйским ситцам", вступление в ВТО не страшно: помогают связи с правительством. "Туда всегда вбухивались бюджетные деньги, - говорит журналист. - К этому бизнесу имеет отношение и бывший губернатор Тихонов, и депутат "Единой России" Михаил Бабич. Бабич является совладельцем холдинга".

По данным Рахманькова, существенную долю оборота и "Шуйских ситцев", и "Нордтекса" составляют госзаказы. Холдинг Богаделина поставляет постельное белье в медицинские учреждения, "Нордтекс" - спецодежду и средства индивидуальной защиты для армии.

Российский H&M

Предприятия, которые работают в реальных рыночных условиях, делают ставку на изготовление сложной швейной продукции. Многие из них, правда, тоже встали на ноги на волне кризиса 1998 года.

Генерального директора холдинга "Юнистайл" Наталью Сомылину корреспондент Deutsche Welle застала за последними приготовлениями к запуску новой фабрики. Линия по пошиву женской и детской одежды марок Unistyle, ULC и Samy будет запущена еще в текущем квартале. Производство расположилось в помещениях бывшей фабрики "Зиновьевская мануфактура".

В состав холдинга также входят компания, производящяя ивановский трикотаж, вязаный трикотаж, "Ректон", и Кинешемская швейная фабрика, на которой выпускают верхнюю одежду для детей. Именно с пошива детских курток и началось восхождение "Юнистайла".

"К моменту дефолта российский потребитель уже получил возможность увидеть на прилавках зарубежную одежду. Она была намного качественнее и разнообразнее, - рассказывает Наталья Сомылина, в прошлом - преподаватель по моделированию в местной текстильной академии. - Но потом цена на продукцию стала несоизмеримо высокой. Образовалась ниша. Именно в этот момент и появилась компания "Юнистайл".

В первые три года после кризиса обороты "Юнистайла" росли в геометрической прогрессии. Однако к 2001 году рынок стал насыщаться, и "Юнистайл", как и другие производители, всерьез задумались над позиционированием своих торговых марок. Владелец холдинга Василий Гущин поставил перед своими сотрудниками амбициозную задачу: сделать "Юнистайл" российским H&M.

"Сегодня наиболее перспективный сегмент - это эконом- и средняя ценовые ниши, - объясняет Наталья Сомылина. - Даже у состоятельных потребителей уже сформировалось демократичное отношение к одежде. Для повседневной носки они приобретают качественную одежду среднего ценового сегмента".

Поэтому "Юнистайл" планирует расширять ассортимент и объемы производства, причем непременно - в Ивановской области. "Здесь есть все предпосылки для возникновения так называемого текстильного кластера, - считает Сомылина. - Наличие сырьевых ресурсов, наличие швейных предприятий, наконец - наличие кадров, которые подпитываются образовательными учреждениями".

Правда, несмотря на доступную цену, продукцию "Юнистайла" нельзя будет приобрести "челночных" торговых центрах, таких как "Текстиль-профи". Холдинг выстраивает сеть фирменных магазинов, что позволит контролировать и цены, и подачу товара. Как и шведский гигант H&M, "Юнистайл" намерен предлагать свою товар потребителю напрямую и исключительно на собственных площадках.

Татьяна Петренко

DW

Все права сохранены  ©  Германия - все о Германии, сайты Германии, рефераты и статьи о Германии

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://de-web.ru/news/a-178.html