Выдающийся историк Василий Ключевский называл Петра Третьего "случайным гостем русского престола". Но именно этот имератор принял всего за полгода, которые ему суждено царствовать, небывалые для России либеральные законы – прежде всего, Указ о вольности дворянства и об упразднении Тайной канцелярии (она вела внесудебные политические преследования). Петр Третий начал секуляризацию церковных владений и создал первый в России Государственный банк.
Талантливый "солдафон" из Киля
Карл Петер Ульрих, вошедший в историю под именем российского императора Петра Третьего, родился в портовом городе Киле на севере Германии, который был тогда столицей Голштейнского (или, как обычно говорили в России, Голштинского) герцогства. Его мать – старшая дочь Петра Великого, а отец, герцог Голштейн–Готорпский, происходил из семьи шведских королей. Таким образом, мальчик мог в будущем претендовать на два престола: российский и шведский. Ко второму его и стали сначала готовить: учили шведскому языку и лютеранскому катехизису. Но в 1741 году к власти в Петербурге пришла в результате переворота тетка Карла Петера Ульриха, дочь Петра Первого Елизавета. Будучи бездетной, она решила как можно скорее вызвать из Киля племянника. В четырнадцать лет он был объявлен наследником престола. Но до этого крестился по православному обряду, едва успев усвоить азы православия. Учил будущий император, разумеется, и русский язык.
Ему было 17 лет, когда его женили на принцессе Анхальт–Цербстской Софии Фредерике Августе, нареченной в православии Екатериной Алексеевной.
Исследователь Александр Мыльников, занимающийся изучением личности этого российского императора, в своей книге "Петр Третий" пытается опровергнуть сложившиеся стереотипы и создать объективный портрет царя, свергнутого, а затем, очевидно и убитого своей супругой, императрицей Екатериной Второй.
Скрипач и книголюб
Мыльников пишет, что в великосветских кругах наследника считали ограниченным и грубым солдафоном. Но факты, – замечает автор книги– дают основание утверждать, что многое в расхожих представлениях было искажено, утрировано, а еще чаще просто игнорировалось. Петр довольно рано увлекся игрой на музыкальных инструментах. Воспитатель великого князя, академик Штелин, вспоминал, что Петр "для своего времяпрепровождения научился у нескольких итальянцев игре на скрипке настолько, что при исполнении симфоний, ритурнелей к итальянским арий и так далее мог выступать в качестве партнера..."
Возможно, еще более невероятным покажется и то, что этот "солдафон" был на самом деле большим книголюбом. Александр Мыльников подробно рассказывает о богатой библиотеке Петра Третьего, состоявшей из многих сотен книг. В Ораниенбауме, который Петр Третий предпочитал всем другим резиденциям, был построен концертный зал, затем большой оперный театр, организована артистическая школа, открыт так называемый Картинный дом, в галерее которого находились картины Якопо Тинторетто и Луки Джордано, француза Антуана Ватто, живописцев школ Веронезе, Рембрандта. Все это пришло в упадок и было разорено после отречения и смерти императора.
14 указов за полгода
Столь же несостоятельным, как и легенда о царе–фельдфебеле, является расхожий стереотип, представляющий Петра Третьего как "холуя прусского короля" Фридриха, ненавистника всего русского и гонителя православия. Однако участникам заговора против Петра Третьего удалось умело сыграть на патриотических чувствах россиян и распространенных в русском обществе антинемецких настроениях. Кажется гротескным, что эти настроения подогревала и Екатерина, которая сама была немкой.
Поношению подверглась и отчасти подвергается до сих пор как внешняя, так и внутренняя политика императора. Его называют "сумасбродом" за то, что всего за полгода, отведенные ему на престоле, он принял четырнадцать указов!
Три шага к гражданскому обществу
Три шага к гражданскому обществу, – так характеризует автор книги о Петре Третьем самые серьезные из законодательных актов, принятых императором в его короткое царствование. Имеются ввиду манифесты Петра Третьего "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" и " Об уничтожении Тайной канцелярии", а также несколько законодательных актов о веротерпимости и взаимоотношениях государства и православной церкви.
Манифест о вольности дворянства значительно расширял права дворян, одновременно освобождая их от очень многих обязанностей перед государством. Упор делался, как подчеркивает в своей книге Александр Мыльников, на сознательное отношение к своим правам и обязанностям, что рассматривалось как символический договор между верховной властью и дворянством.
Вторым важнейшим шагом на пути к гражданскому обществу, который сделал император, была ликвидация зловещей Тайной канцелярии. "Удивительным документом" называет этот манифест Александр Мыльников. В нем говорится о развращающем воздействии самого факта существования этого внесудебного органа, всесильной тайной политической полиции. Манифест декларировал "крайнее старание" императора защищать "неповинных людей от напрасных арестов, а иногда и самих истязаний".
Ну а третьим либеральном шагом Петра Третьего, точнее, серией шагов было официальное закрепление религиозной веротерпимости – иными словами, провозглашение в России свободы совести. Автор книги "Петр Третий" подчеркивает, что это затрагивало не только укоренившиеся стереотипы, но и материальные интересы православной церкви.
Оболган собственной женой
Можно привести еще очень много примеров, показывающих, насколько искажены были замыслы Петра Федоровича и как сильно он был оболган прежде всего свергнувшей его женой. Екатерина любым путем пыталась избавиться от мешавшего ей соперника, одновременно выставив себя перед современниками и потомками в лучшем виде.
Ефим Шуман
Источник: http://www.dw-world.de/