Федеративное устройство Германии

Реферат

Согласно основному закону Германия является демократическим и социальным федеративным государством (ст. 20). Федерация построена по территориальному принципу.

Субъектами федерации являются земли. Других образований нет.

Первоначально Конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель (включая города Бремен и Гамбург); позднее (в 1952 г.) три земли объединились в одну, а в 1957 г. в состав ФРГ была включена Саарская область. Наконец, при объединении двух германских государств на территории ГДР было образовано 5 новых федеральных земель.

Согласно Основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли - парламент, исполнительную власть земли - правительство и так далее), однако они не суверенны; суверенитетом обладает только федерация в целом. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа – на уезды, уезды состоят из общин.

Особенностью Основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства. Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов Конституции. Основное внимание в Основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой.

В ней четко установлено, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского демократического и социального правового государства в смысле Основного закона ФРГ (ст. 28), что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям Основного закона, записанным в данной статье.

Осуществление государственных полномочий и решение государственных задач является делом земель, поскольку Основной закон не устанавливает или не допускает другого регулирования (ст. 30), и вместе с тем отмечается, что федеральное право имеет преимущество перед правом земель (ст. 31).

Основной закон допускает возможность применения федерального принуждения. Оно возможно только в случае, когда земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей. Федеральное правительство с согласия бундесрата может принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению своих обязанностей (ст. 37).

Все учреждения федерации и земель должны оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35), а для сохранения или восстановления общественного порядка или безопасности земля в особо важных случаях может просить о направлении сил и подразделений федеральной пограничной охраны для оказания помощи полиции земли.

Земля также может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделений федеральной пограничной охраны и вооруженных сил (ст. 35). Гарантии равного статуса земель получили отражение в Основном законе. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности (ст. 33); в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют (ст. 36). Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации (п. 2 ст. 106).

Значительное место в Основном законе занимают нормы о разграничении компетенции центра и субъектов федерации. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция; в Конституции говорится о вопросах, по которым федерация может издавать общие предписания (ст. 75).

К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых: внешние сношения и оборона; гражданство федерации; валюта, денежное обращение; чеканка монеты, режим мер и весов; федеральные железные дороги и воздушное сообщение, почта, телесвязь; сотрудничество федерации и земель, в частности в охране ос нов свободного демократического строя, безопасности федерации и зе мель. Исключительная компетенция земель в Основном законе не огово рена и носит остаточный характер. Земли, говорится в ст. 70 Основного закона, имеют право законодательствовать в той мере, в какой Основной закон не предоставил такие полномочия федерации.

Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов. Это прежде всего: гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право сою зов и собраний, охрана немецкого культурного достояния от вывоза за границу, гражданство в землях и др. Земля обладает законодательными полномочиями в сфере конкурирующей компетенции лишь тогда и по стольку, когда и поскольку федерация не пользуется своими законода тельными правами. Вместе с тем предусмотрено, что федерация имеет право законодательства в этой сфере, если существует необходимость в федеральном законодательном регулировании, так как:

1) вопрос не может быть эффективно урегулирован законода-тельством отдельных земель;

2) регулирование вопроса законодательством земли могло бы нару шить интересы другой земли или страны в целом;

3) это необходимо для сохранения правового или экономического единства страны (ст. 72).

Федерация наделена правом, если присутствуют вышеперечис-ленные факторы, издавать: общие предписания по таким вопросам, как правовое положение лиц, состоящих на публичной службе земель, общин и иных корпораций публичного права; общие принципы высшего образования общее положение печати и кино; охота, охрана природы и забота о ландшафтах; отвод земель, организация территорий и водоснабжение; регист рация жителей и выдача удостоверений личности (ст. 75).

В Основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации и земель. Федерация и земли раздельно несут расходы для решения своих задач, если Конституцией не предусмотрено иного.

Если земли действуют по поручению федерации, то последняя несет связанные с этим расходы. Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории федерации или для оказания помощи в экономическом развитии.

Правовой статус субъектов федерации детально не рассматривается в Основном законе 1949 г. Не рассматривается и статус городов (Берлин, Гамбург, Бремен), обладающих таким же статусом. Вследствие этого некоторые немецкие ученые рассматривают земли как государственные образования, имеющие особый правовой статус; другие авторы считают, что ФРГ составляют государства, обладающие признаками суверенитета города Берлин, Гамбург и Бремен в официальных документах прямо именуются как города-республики.

Высшим законодательным органом земли является представительный орган (ландтаг, гражданское собрание), формируемый путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Ландтаги избираются на четыре или пять лет. В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги; в Баварии парламент имеет две палаты.

Ландтаги принимают законы и осуществляют надзор за их исполнением, контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают премьер-министра. В землях законодательство может приниматься и пу тем референдума.

Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске; Основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении бундестага.

Правительство земли, нередко именуемое Кабинетом, состоит из премьер-министра и министров.

В городах Берлин, Гамбург и Бремен мини стры называются сенаторами. Премьер-министр определяет направления правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью.

Важной сферой деятельности земельных правительств является подготовка законопроек тов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов (например, в области налогообложения).

Премьер-министр руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях.

16 Мая, 2008 Просмотров: 24242 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Музей BMW

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?