Германия относится к сторонникам соразмерных реформ в международных организациях. На то есть веские причины. Во-первых, ни одна другая сравнимая с Германией страна не интегрирована столь широко в систему многостороннего сотрудничества в политическом, экономическом и даже военном планах. Во-вторых, германская внешняя политика учитывает очень сильно возросшую ответственность, которую взяла на себя Германия на международной арене по просьбе мирового сообщества. В этом контексте Германия выступает за всеобъемлющую реформу структур ООН, включая решение вопроса о предоставлении ей места постоянного члена в Совете Безопасности.
XX век был веком переломных событий, не имеющих аналога. Три глобальных конфликта – обе мировые войны, «холодная война» – и серия революционных преобразований оставили глубокие следы в жизни государств и народов. Это в особой мере относится к Германии – уже потому, что расположенная в центре Европы страна несет ответственность за развязывание обеих мировых войн, или потому, что она больше других была затронута такими явлениями, как «холодная война» и исчезновение биполярного миропорядка в конце 80-х годов. При крахе старого миропорядка немцы оказались перед лицом принципиально новой внутри- и внешнеполитической ситуации. На этот раз они получили выгоду от политической динамики, конечным пунктом которой стал развал Советского Союза в конце 1991 г. Ведь такое развитие принесло им не только объединение двух германских государств, наряду с этим они впервые за почти полвека снова обрели полный суверенитет.
И сегодня для основных линий германской политики в отношении ЕС характерен надпартийный консенсус. Немцы стремятся к дееспособной, но демократически устроенной и прозрачной Европе с более сильным Европейским парламентом. Как и многие другие европейцы они отвергают идею европейского супергосударства и предпочитают более четкое разграничение компетенций. В 2005 г. Германия подавляющим большинством голосов ратифицировала конституционный договор в Бундестаге и Бундесрате и по-прежнему заинтересована в дальнейшем развитии ЕС в духе этого договора.
Одной из задач Германии в ЕС с момента развития Европейского политического сотрудничества является повышение роли Евросоюза в мировой политике. Безопасность членов ЕС перед лицом угроз нового типа, по мнению Германии, – общая задача. На мировой политической сцене голос ЕС имеет больший вес, чем голос входящих в него государств. Германская внешняя политика использовала ЕС как опору и инструмент для представительства интересов так, как это вряд ли делалось в каком-либо другом государстве.
Германия содействует решению международных конфликтов и поощряет строительство гражданского общества во многих районах мира.
Изменение климата, озоновая дыра или загрязнение морей не знают государственных границ, поэтому охрана окружающей среды – одна из важных задач международного сообщества.
Германская политика развития как составной элемент глобальной структурной политики и политики мира призвана содействовать улучшению жизненных условий в странах-партнерах.
В 1955 Федеративная Республика Германия стала членом НАТО. Западная Германия вошла в число государств-основателей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957. В 1973, одновременно с ГДР, ФРГ была принята в Организацию Объединенных Наций.
Германская Демократическая Республика была создана как государство просоветской ориентации. Она стала одним из учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 и Организации Варшавского договора в 1955. К тому времени ФРГ уже была признана большинством некоммунистических государств, а ГДР – только коммунистиче-скими странами.
Стоимость товарного импорта ФРГ составила в 1997 756 млрд. немецких марок (около 416 млрд. долларов), а товарного экспорта – 887 млрд. немецких марок (около 488 млрд. долларов). Западная Германия – вторая после США держава по объему импорта и экспор-та. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США (в 1989 – Японию). Большая часть экспорта ФРГ в 1997 приходилась на транспортные средства (17,8%), продукцию машиностроения (14,7%), электротехники (13,1%), химии (13,2%), товары широкого потребления (10,6%). В структуре импорта на эти категории товаров приходилось соответственно 10,8%; 5,6%; 11,4%; 9,2% и 14,9%. На сельскохозяйственные и продовольственные товары (в том числе напитки и табачные изделия) приходилось 9,8% импорта, на топливо – около 8%.