Экономическая история Германии

Существование в посленаполеоновской Германии 39 отдельных государств было не только барьером на пути развития общегерманской торговли, но и способствовало сохра-нению негибкой, предельно закостенелой социально-классовой структуры, подавлявшей коммерческую инициативу. Первую фазу экономической модернизации страны обычно связывают с созданием в 1834 германского Таможенного союза, объединившего Пруссию и ряд других германских государств. Но еще большее значение имело начало строитель-ства железных дорог (с 1835).

Первый крупный подъем в развитии современной германской промышленности, финансовой базой которого стала гигантская контрибуция, полученная от Франции после ее поражения во франко-прусской войне, начался в 1871. Его отличительными особенностями стали «бум» в железнодорожном строительстве, развитие машиностроения, расширение горнодобывающей промышленности в Руре и рост металлургической, в частности сталеплавильной, индустрии. С 1895 германская промышленность вышла на первое место в Европе, опередив Великобританию. Наиболее явно лидерство Германии было выражено в наукоемких отраслях, таких, как производство машин и оборудования, химическая промышленность, точная механика и оптика, электротехника. К концу 19 в. особенно очевидными стали две характерные черты германской экономики: выдающаяся роль банковского капитала в экономическом развитии страны и рост значения картелей и трестов в разных отраслях промышленности.

Формирование новой экономической структуры с преобладанием тяжелой промышленности и финансового капитала способствовало втягиванию имперской Германии в конфликты с наиболее могущественными европейскими государствами – Великобританией, Францией и Россией. Агрессивная политика Германии при кайзере Вильгельме II имела целью создание колониальной империи в Африке, установление экономической гегемонии над своим «задним двором» в Восточной Европе и на Балканах (в пределах империи Габсбургов – Австро-Венгрии) и, в первую очередь, завоевание доминирующего положения на территории распадавшейся Османской империи, а соответственно, и во всей Западной Азии. Жестокое соперничество между Германией и другими державами, объединенными в союз (Антанту), вызвало Первую мировую войну.

После поражения Германии в Первой мировой войне Веймарская Республика (в основном сохранившая свою довоенную политическую элиту) фактически отказалась от выплаты своего внутреннего долга населению. При этом она использовала галопирующую инфляцию, приведшую к обесцениванию денег и резкому сокращению платежеспособного спроса (к 1923 стоимость самой дешевой почтовой марки составляла уже миллионы рейхсмарок). Это привело к обнищанию пенсионеров и городского среднего класса, реальные доходы которых упали ниже уровня прожиточного минимума. В то же время продолжалась концентрация национального богатства в руках банков и трестов, чьи земельные и промышленные капитальные активы резко выросли в цене.

Гиперинфляция в Германии вынудила победителей – Францию, Великобританию и США – оставить иллюзии, касающиеся возможности выплаты ею в полном объеме репараций, предусмотренных Версальским договором. Напротив, в качестве своеобразной платы за экономическую и политическую стабильность в Европе они предоставили, в рамках плана Дауэса, своему бывшему противнику крупные займы.

Германское экономическое процветание второй половины 1920-х годов, бывшее в значительной мере результатом положительного сальдо внешнеторгового баланса, за счет которого покрывался государственный долг, завершилось, когда в 1929–1930 грянул мировой экономический кризис. К 1933 в стране было около 6 млн. безработных, а дефляция привела к разорению среднего класса, еще не восстановившего свои сбережения после финансового кризиса 1923. Углубляющийся социальный кризис, свидетельством которого стал, в частности, очень быстрый рост числа членов и избирателей Коммунистической партии, был чреват новыми попытками совершить социалистическую революцию, подавленными в период 1919–1923.

Чтобы справиться с кризисом, лидеры германского финансового и промышленного капитала (среди которых ключевую роль играли банкир Яльмар Шахт и Фриц Тиссен, глава действовавшего в угольно-металлургической промышленности «Стального треста») сделали ставку на крайне правых – Национал-социалистическую рабочую партию Германии во главе с Адольфом Гитлером, который был назначен канцлером 30 января 1933.

Оказавшись у власти, нацисты покончили с угрозой социалистической революции, развернув жестокие репрессии против Коммунистической и Социал-демократической партий. Заменив профсоюзы нацистским «Германским трудовым фронтом», они передали контроль над заработной платой в руки предпринимателей. Нацистское правительство быстро восстановило эффективный платежеспособный спрос на продукты индустрии, начав дефицитное финансирование (при котором затраты превосходят доходы) грандиозных и капиталоемких проектов по перевооружению Германии и мобилизуя широкие массы населения на общественные работы, а также введя строгие ограничения на импорт потребительских товаров.

Тем не менее проводимая нацистами политика автаркии, «опоры на собственные силы», не могла уменьшить зависимость германской экономики от импорта сырья, особенно нефти, а соответственно и потребность в иностранной валюте. Нацистские идеологи сформулировали суть этой зависимости в лаконичной фразе: «экспорт или смерть». Возобновив имперский «натиск на Восток» («Дранг нах Остен»), вожди Третьего рейха подтвердили свою приверженность традиционным целям кайзеровской политики гегемонии в Центральной и Восточной Европе и экспансии на Ближнем и Среднем Востоке. Неизбежным следствием этой политики стала Вторая мировая война.

Поражение Германии во Второй мировой войне, приведшее к территориальным потерям на Востоке и разделу оставшейся части страны на четыре оккупационные зоны, означало в том числе и разрыв того экономического единства, которое сформировалось в 19 в. Три западные зоны, составившие ФРГ, располагали значительно бóльшим потенциалом (57% территории довоенной Германии и около двух третей ее промышленного производства, в том числе Рурский каменноугольный бассейн). К концу войны многочисленные промышленные предприятия, равно как и многие города, в которых была сконцентрирована значительная часть занятой в индустрии рабочей силы, лежали в руинах. Однако, в отличие от ситуации, сложившейся после Первой мировой войны, западные державы-победительницы не требовали репарационных платежей с текущего производства.

Западные оккупационные зоны Германии были включены в сферу действия субсидируемой Соединенными Штатами Америки «Европейской программы восстановления», или т.н. плана Маршалла. Средства направлялись главным образом на восстановление промышленности и жилищное строительство. После денежной реформы 1948 магазины быстро наполнились товарами. Введение «немецкой марки» в качестве единой валюты только для трех западных оккупационных зон и Западного Берлина, в которых начался быстрый экономический подъем, означало неизбежность раскола Германии на два суверенных государства.

25 Сентября, 2007 Просмотров: 14222 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Мюнхен

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?