Организация государственной власти в РФ и ФРГ

Реферат

Несмотря на существенные различия в традициях и опыте демократического развития России и Германии, при сопоставлении российского и немецкого подходов к анализу государственного управления в них можно увидеть достаточно много общих моментов. Все они обусловлены, прежде всего, тем, что оба государства являются, согласно конституциям – федерациями.

Федерацией является добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. В этом государстве его участники становятся субъектами федерации. В свою очередь, субъекты федерации состоят из административно-территориаль-ных единиц.

Федерация ФРГ построена по чисто территориальному принципу. Российская Федерация построена по национально-территориальному принципу. Однако как показывает мировой опыт, федерации, основанные на территориальном принципе, продемонстрировали большую прочность и устойчивость (ФРГ), нежели федерации, основанные на национально-территориальной основе (СССР).

Преимущество федеративного устройства состоит в том, что оно может обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с разнообразными, зачастую значительно различающимися между собой природно-географическими регионами, многонациональным составом и другими характеристиками, которые трудно поддаются эффективному управлению из какого-то одного центра. В конституции федеративное государство четко расписаны полномочия и сферы функционирования центра и субъектов федерации и обозначена обязательность соблюдения равенства властей и особенности, то есть отсутствия двойного подчинения.

Принцип разделения властей позволяет говорить о трех ветвях власти – это законодательная, исполнительная и судебная. В Германии – это Бундестаг, Правительство и Федеральный суд и так далее.

В Российской Федерации первая представлена аппаратами палат Федерального Собрания РФ – Совета Федерации и Государственной Думы, вторая – Правительством РФ. Судебная власть обладает собственным разветвленным аппаратом.

Главное предназначение законодательных органов – принятие законов и подзаконных актов. Эта прерогатива отдана законодательному собранию в силу того, что оно одновременно является представительным органом, в котором наиболее широко представлены интересы граждан общества.

Законодательная власть в Германии представлена парламентом. Парламент состоит из двух палат: Бундестаг и Бундесрат. Бундестаг – нижняя палата, избирается на четыре года по смешанной системе с 5% барьером для политических партий. Бундесрат – верхняя палата, включает представителей земель. Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

По вопросу понятия парламента существуют различные взгляды между немецкими и российскими учеными. В российской юридической науке Бундестаг считается одной из палат германского парламента, другой палатой является Бундесрат.

Большинство немецких юристов придерживается той точки зрения, что только Бундестаг может именоваться парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.

Органы исполнительной власти в российской и немецкой теории административного права имеют различную правовую природу. Если в нашей теории орган исполнительной власти является сам субъектом государственного управления, то в немецкой теории орган исполнительной власти - это только структурное подразделение государства, как субъекта государственного управления. Его положение сравнимо с положением органа юридического лица в нашем гражданском праве. То есть орган исполнительной власти - это должностное лицо или группа лиц, которые осуществляют компетенцию государства как субъекта государственного управления. Возможно такое положение органа исполнительной власти (и административного органа вообще) в немецкой теории связано с тем, что субъекты государственного управления являются юридическими лицами публичного права. В нашей теории такого понятия еще не разработано.

Что представляют собой немецкие субъекты государственного управления и частности юридические лица публичного права.

Важнейшим моментом понятия субъект государственного управления является обладание полной правоспособностью (способность быть носителем прав и обязанностей в полном объеме). Органы же исполнительной власти (и вообще административные органы) правоспособностью не обладают, иначе они автоматически стали бы субъектами государственного управления. Наши органы исполнительной власти являются полностью правоспособными в административных правоотношениях. Причем административная правоспособность у органов исполнительной власти возникает с момента их образования (равно как у учреждений, организаций. предприятий).

К субъектам государственного управления в Германии относятся:

1. Государство - федерация и субъекты федерации, которые осуществляют государственное управление непосредственно через свои ведомства (органы государства, которые частично являются органами исполнительной власти). У нас государство как отдельный субъект государственного управления выделяется, тем не менее, органы исполнительной власти, которые также являются органами государства, осуществляют государственное управление тоже непосредственно от имени государства.

2. Юридические лица публичного права - правоспособные учреждения, корпорации и фонды публичного права. Эти субъекты осуществляют государственное управление опосредованно, то есть государство передало им часть своих полномочий для осуществления.

У нас не выделяют таких субъектов как юридические лица публичного права, но, тем не менее, есть такие субъекты, которые также осуществляют государственное управление опосредованно. Это те общественные объединения, которым было делегировано право осуществлять государственное управление в какой либо области (например: казаки, охраняющие государственную границу).

Интересным представляется то, что выделяемые в немецкой теории признаки, присущие юридическим лицам публичного права соответствуют выделяемым в нашей теории признакам, присущим нашим органам исполнительной власти. Так юридические лица публичного права должны быть обязательно учреждены актом государства (законом или на основе закона). Этим актом устанавливается и обладание правоспособностью и регламентация их положения и деятельности. Они действуют от имени государства и в то же время от своего имени, выполняя его функции. Поскольку юридические лица публичного права являются обособленными в правовом смысле, они осуществляют государственное управление под свою ответственность.

Ответственность они несут перед государством. Для осуществления функций государства они наделены государственными властными полномочиями, которые отражены в их компетенции. На основе государственных властных полномочий они могут издавать нормативно-правовые акты.

3. Еще одним специфическим субъектом государственного управления являются так называемые белиене (Beliehene). Это частные лица (как физические лица, так и юридические лица частного права), которым доверено осуществление каких-либо определенных государственных полномочий. Они осуществляют опосредованное государственное управление, но действуют от своего имени, а не от имени государства. Государственные полномочия могут быть переданы белиене только законом или на основе законных полномочий какого-либо субъекта. Белиене также подлежат государственному контролю. В рамках своей компетенции они могут издавать акты управления. В нашей теории подобное понятие отсутствует, все же частные лица, осуществляющие часть государственных полномочий, существуют (например: нотариус).

В немецкой теории выделяются еще частично правоспособные административные подразделения. Они являются ни субъектами государственного управления, ни органами, но осуществляют определенные управленческие полномочия под свою ответственность. В этой области они наделяются собственным правами и обязанностями. По структуре они могут быть и корпорациями и другими образованиями. К подобным корпорациям относится факультет университета. Следует указать, что у нас факультет обладает полной административной правоспособностью.

16 Мая, 2008 Просмотров: 15066 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Берлин

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?