Снижение в последние годы конкурентоспособности экономики ФРГ и замедление темпов ее роста стали предметом дискуссии как германских, так и зарубежных экономистов. Ее участники, в частности аналитики крупнейшего в стране банка “Deutsche Bank” и ведущий экономист Гарвардского университета М. Портер, обсудили причины и пути преодоления “кризиса конкурентоспособности” германской экономики и ускорения темпов ее роста.
Анализируя развитие экономики ФРГ, М. Портер, являющийся одним из учредителей американской консалтинговой компании “Monitor Group”, подчеркивает, что по ряду важных экономических показателей Германия по-прежнему удерживает ведущие позиции в Европе и в мире. Так, согласно данным компании, использованным при подготовке доклада о мировой конкурентоспособности (“Global Competitiveness Report”), по уровню развития “физической инфраструктуры” ФРГ занимает 3-е место среди 80 рассмотренных стран. Германская система университетов и научно-исследовательских учреждений, являющихся основой инновационной деятельности, занимает 4-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности, ФРГ является также одним из мировых лидеров по концентрации в одном регионе производителей, поставщиков комплектующих, научно-исследовательских учреждений и центров подготовки кадров. Германия занимает 1-е место в мире по качеству работы субпоставщиков (в частности, в автомобилестроении и оптической промышленности).
Все вышеназванные факторы в течение длительного времени обеспечивали Германии высокую конкурентоспособность, устойчивое экономическое развитие и стабильный уровень благосостояния. Однако в последние годы, отмечает гарвардский экономист, усилились негативные тенденции. Так, производительность труда на душу населения за последние пять лет в Германии повышалась медленнее (1,5% в год), чем в других ведущих промышленно развитых странах (за исключением Японии). Уровень безработицы достиг 10%, в то время как в других развитых странах он значительно снизился. Вызывает тревогу и замедление традиционно высоких темпов роста числа немецких заявок на регистрацию патентов в США. За последние 10 лет данный показатель составлял в среднем 3,5% в год, что значительно ниже, чем в Скандинавских и неевропейских странах - членах ОЭСР.
В числе причин отставания германской экономики М. Портер называет заметный конъюнктурный подъем в ряде других государств (Австралия, Великобритания и Скандинавские страны), существенно повысивших уровень своей конкурентоспособности в последние годы. Однако главную причину этого отставания гарвардский экономист видит во внутренних факторах: хотя германские компании по многим важным показателям удерживают ведущие позиции в мире, экономические условия их деятельности в стране ухудшаются. Среди неблагоприятных внутренних факторов он выделяет два: вмешательство государства в конкурентную борьбу, а также ухудшение качества германской системы образования. Вмешательство государства в конкурентную борьбу, бюрократические и административные препоны для предпринимателей привели к тому, что в вышеназванном рейтинге конкурентоспособности Германия за последние пять лет переместилась вниз на 21 место.
По качеству системы образования ФРГ в этом рейтинге за пять лет опустилась на 20 мест. Германия и Италия являются единственными крупными государствами ОЭСР, в которых за последние 10 лет доля научно-технических работников в общей численности занятых не увеличилась, а сократилась. Есть и другие области, где Германия сдала свои позиции. Так, по “качеству финансового рынка” она опустилась на 10 мест.
Неблагоприятный инвестиционный климат в стране заставляет германский бизнес искать более привлекательные места вложения капитала за рубежом. Об этом свидетельствует отрицательный баланс прямых иностранных инвестиций),спорт капитала превышает его импорт) в течение ряда лет.
М. Портер считает, что для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо, чтобы в Германии, прежде всего, осознали эту неблагоприятную тенденцию и признали первостепенной задачей повышение конкурентоспособности германской экономики.
М. Портер рекомендует также правительству ФРГ пересмотреть свою политику в вопросах рынка труда. Безработица и низкая конкурентоспособность, подчеркивает он, тесно взаимосвязаны. Единственный путь к созданию стабильной, хорошо оплачиваемой занятости - обеспечение необходимых условий для функционирования конкурентоспособной экономики. Только в том случае, если предприятия прибыльны, возникают привлекательные рабочие места.
Либерализация рынка труда, создание стимулов для включения безработных в трудовой процесс и другие меры могут быть успешными, только если существуют благоприятные условия для эффективной деятельности предприятий, о чем свидетельствуют примеры Австралии, Финляндии и Великобритании.
Германия, подчеркивает американский экономист, должна пересмотреть свое понимание роли государства в развитии экономики. До сих пор в ФРГ только говорилось о том, что государство должно ограничить свое влияние и присутствие в экономике, однако на практике это сочеталось с государственным вмешательством в хозяйственную деятельность в интересах тех или иных компаний или отраслей.
Правительство Германии, приходит к выводу М. Портер, должно сделать проблему повышения конкурентоспособности экономики “центральной темой национальной дискуссии и быть готовым к осуществлению необходимых реформ, а германский бизнес должен взять на себя ведущую роль в восстановлении конкурентоспособности”.
Со снижением конкурентоспособности германской экономики тесно связано и замедление темпов ее роста в последние годы. Анализу этого явления посвящено исследование аналитического отдела “Deutsche Bank”. В настоящее время экономика ФРГ переживает стагнацию. В 2002 г. реальный рост ее валового внутреннего продукта, по оценке МВФ, составил 0,5%, а в 2003 г. ожидается его прирост менее чем на 2%. Еще пессимистичнее оценивается ситуация в осенней экспертизе ведущих германских конъюнктурных институтов: темпы прироста ВВП в 2002 г., по их оценке, составили 0,4%, в 2003 г., согласно прогнозу, они будут равны 1,4%. Правительство ФРГ прогнозирует на 2003 г. прирост на 1,5%. Если в 70-е годы, несмотря на два нефтяных кризиса, ежегодные темпы прироста ВВП ФРГ в среднем превышали 2,5%, то в 80-е годы они снизились до 2%, а в 90-е годы были еще ниже. В первые два года XXI в. среднегодовой прирост германского ВВП не достигал 1%.
Статистика свидетельствует о том, что замедление темпов экономического развития ФРГ связано не только со спадом мировой общехозяйственной конъюнктуры. Рецессия в Германии была более глубокой, чем в других развитых странах (за исключением Японии).
С 1995 г. ВВП ФРГ увеличивался в среднем на 1,6% в год, что почти на один процентный пункт меньше, чем в других крупных западноевропейских странах, и значительно меньше, чем в США.
Главной причиной этого аналитический отдел “Deutsche Bank” считает неполное и неэффективное использование рабочей силы. По его данным, именно этим фактором более чем на 50% объясняется медленное развитие экономики ФРГ в 90-е годы и причина не только в низких темпах прироста производительности труда в пересчете на человеко-час, хотя в Соединенных Штатах во второй половине 90-х годов они существенно выросли, в то время как в крупных западноевропейских странах снизились.
Неудовлетворительное использование рабочей силы проявляется, прежде всего, в низком уровне занятости молодежи в возрасте до 25 лет, в уменьшении числа рабочих часов на каждого занятого и в устойчивом высоком уровне безработицы в ФРГ (превышающем 9,5%), который практически не снижался даже в период заметного экономического роста. В то же время расходы по безработице ложатся дополнительным бременем на работающих граждан Германии, а также на федеральный бюджет. По данным Федерального ведомства по вопросам труда, в 2001 г. на пособия по безработице и социальные выплаты было израсходовано 28 млрд. евро, при этом было недобрано налогов и взносов в фонд социального страхования на сумму 23,1 млрд. евро.
Отрицательно влияет на темпы роста германской экономики и высокая стоимость рабочей силы, которая является причиной повышения издержек производства и, следовательно, снижения конкурентоспособности германских компаний. Это, в свою очередь, ведет к замедлению темпов экономического роста. Замедляет рост экономики и чрезмерная концентрация капитала, материальных и трудовых ресурсов в секторах, не ориентированных на потребности рынка. К ним относятся, прежде всего, сельское хозяйство, угольная и судостроительная отрасли промышленности. Поглощая капитал и ресурсы, они не дают достаточной отдачи. Неэффективное размещение капитала поощряется долголетней государственной политикой субсидирования вышеназванных секторов, а также транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время государство ежегодно расходует на субсидии 86 млрд. евро, из них около 65 млрд. евро - на финансовую поддержку указанных секторов.
Еще одним существенным источником замедления темпов экономического роста является недостаточный уровень инновационной деятельности. В этой области Германия отстает от Японии и США. Правда, в последние годы германское автомобилестроение и машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, а также информационная и телекоммуникационная отрасли находятся в процессе структурной перестройки. К настоящему времени общая сумма расходов на НИОКР возросла до 2,4% ВВП. Тем не менее, по этому показателю Германия уступает Японии (2,9%) и США (2,7%), хотя и опережает Францию (2,2%) и Великобританию (1,8%). По доле в мировой торговле высокотехнологичными товарами ФРГ уступает только Соединенным Штатам, занимая 2-е место в мире. Однако некоторые отрасли, особенно химическая и фармацевтическая, отстают в инновационной конкуренции от многих других стран.
Неблагоприятной остается ситуация в системе государственных образовательных и научно-исследовательских учреждений, образующих фундамент инновационной деятельности. Эта система с большим трудом приспосабливается к изменившимся реальностям. Деятельность германских НИИ не всегда совпадает с потребностями промышленности, что мешает их взаимодействию. Разница в уровнях фундаментальных исследований в США и ФРГ возрастает, вследствие чего германские университеты и НИИ не выдерживают конкуренции с американскими за научные кадры. Ослабевает инновационная деятельность малых и средних предприятий из-за возрастающих расходов на НИОКР.
Система образования играет ключевую роль в успешной экономической и, прежде всего, инновационной деятельности. Между тем по расходам на эту сферу Германия отстает не только от США, но и от Франции, они даже ниже средних расходов по странам ОЭСР. Далее приводятся данные о расходах на образование в некоторых промышленно развитых странах в 1999 г. (% к ВВП): США - 6,43, Франция - 6,24, Германия - 5,55, Италия - 5,01, Япония - 4,70. Средний показатель по странам ОЭСР - 5,66% ВВП. Особенно заметно ФРГ отстает от других развитых стран по объему частного финансирования системы образования. Если такое финансирование в среднем по странам ОЭСР составляет 21% всех расходов на эту систему, то в Германии его доля не превышает 8,5%. Статистика свидетельствует о том, что продолжительность обучения в германских вузах превышает аналогичный показатель в других странах ОЭСР, что в ФРГ слишком много студентов, прерывающих процесс обучения, и слишком мало успешно его завершающих, особенно в таких важных и перспективных областях, как информатика, инженерные специальности, финансы.
Банковский сектор ФРГ еще не стал катализатором экономического роста. Долголетнее вмешательство государства привело к искажению условий финансовой деятельности на рынке капитала, к созданию неэффективной структуры капитала в акционерных компаниях (слишком мало собственного капитала, много банковских кредитов) и, наконец, к неэффективному размещению капитала по секторам экономики и отраслям.
Несмотря на начатую в 2000 г. налоговую реформу, чрезмерное налоговое бремя все еще тормозит рост экономики. Структура налоговой системы ФРГ недостаточно стимулирует экономический рост, поскольку для нее характерны высокие налоговые ставки при сохранении большого количества льгот. В 2001 г. общая сумма налоговых льгот в ФРГ составила 39,8 млрд. евро. Если судить по фактическим предельным налоговым ставкам, то в Германии и после начала реформы остается высокий уровень налогообложения по сравнению с другими странами. Если все эти льготы отменить, то можно было бы не только снизить налоговые ставки, но и уменьшить нерациональное размещение финансовых и материальных ресурсов. Чрезмерно высокое налоговое бремя ведет и к распространению нелегальной экономической деятельности. В последние десятилетия доля теневой экономики в ФРГ постоянно увеличивалась и в 2002 г. превысила 16% ВВП.
Рост государственной задолженности существенно обременяет государственный бюджет: обслуживание государственного долга в 2003 г., как ожидают, достигнет 17% бюджетных расходов. Это вторая по величине статья бюджета ФРГ.
Финансирование менее развитых восточных земель ФРГ за счет повышения налогов и увеличения государственного долга тормозит рост экономики страны. Несмотря на заметный экономический прогресс, достигнутый после воссоединения Германии, восточные земли все еще отстают от западных. Производительность труда в восточных землях в настоящее время составляет около 70% западного уровня (в 1991 г. - 35%). Серьезным тормозом для экономического роста является отставание восточных земель в сфере инфраструктуры, для ликвидации которого потребуется от 80 млрд. до 150 млрд. евро. Всего же на осуществление “пакта солидарности II”, предназначенного для финансовой поддержки восточных земель в период с 2005 г. по 2019 г., планируется выделить 156 млрд. евро.
Серьезной проблемой в социально-экономической сфере ФРГ остается неэффективность систем пенсионного страхования по старости и медицинского страхования. Расходы на пенсионное страхование по старости в 2000 г. составляли 11,8% ВВП, при этом 22,3% этих расходов финансировало государство. Почти 1/5 общей суммы заработной платы рабочих и служащих составляли взносы в пенсионный фонд (в 2002 г. их доля будет равна 19,5%). Эти взносы образуют львиную долю дополнительных расходов по заработной плате и ведут к удорожанию рабочей силы и увеличению издержек производства, а, следовательно, и к снижению конкурентоспособности германских предприятий.
Изменение демографической структуры населения ФРГ (в сторону увеличения доли пожилого населения) ведет к сужению налогооблагаемой базы и повышает необходимость реформы пенсионной системы. То же можно сказать и о системе медицинского страхования, взносы на которое превышают 14% общей суммы заработной платы.
Стагнация германской экономики является негативным фактором не только для самой ФРГ, но и для всей Европы, поскольку германский экономический потенциал составляет около 1/3 европейского. Если Соединенные Штаты не смогут в будущем в полной мере играть роль “локомотива” мировой экономики, как в 90-е годы, то эту функцию должны будут взять на себя другие развитые страны, в том числе государства ЕС.
Исходя из анализа причин снижения конкурентоспособности и замедления темпов роста ВВП Германии, аналитический отдел “Deutsche Bank” предлагает принять программу структурных реформ, нацеленных на преодоление спада и ускорение развития германской экономики. Ключом к успеху таких реформ аналитики банка считают принятие неотложных мер, направленных на изменение ситуации на рынке труда и реформирование системы социального обеспечения, а также продолжение налоговой реформы и реформ в области образования, научных исследований и государственных финансов.
В целях более полного и эффективного использования трудовых ресурсов, подчеркивают эксперты банка, необходимо проведение более активной политики на рынке труда, направленной на снижение уровня безработицы и увеличение занятости. Для вовлечения в трудовой процесс молодежи и трудоспособных лиц пенсионного возраста следует проводить более гибкую политику в вопросах оплаты труда и регулирования рабочего времени (более дифференцированная оплата труда, неполная трудовая неделя и т. п.). Издержки по оплате рабочей силы необходимо последовательно снижать, при этом повышая стимулы для трудовой деятельности. С учетом всего этого должны быть внесены необходимые изменения в трудовое законодательство. При заключении коллективных трудовых договоров сторонам следует проявлять максимальную сдержанность в повышении заработной платы, как это имело место во второй половине 90-х годов.
В целях борьбы с нелегальной трудовой деятельностью необходимо предоставлять налоговые льготы для определенных видов деятельности, в частности в сфере услуг, и инвесторам в системе жилищно-коммунального хозяйства. Следует выделить дополнительные бюджетные средства для создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи. На территории восточных земель ФРГ должна быть создана система агентств по трудоустройству.
Глобальный научно-технический прогресс и структурная перестройка экономики повышают необходимость реформирования системы образования, предъявляют более высокие требования к квалификации научных и технических кадров. Школьная реформа должна предусматривать, в частности, модернизацию содержания обучения, хорошее знание как минимум одного иностранного языка, большую свободу в выборе и оплате учителей. С помощью проведения реформы в высшей школе необходимо стимулировать конкуренцию, расширить возможности платного обучения, ввести (там, где их нет) приемные экзамены. Университеты не должны оставаться иждивенцами федеральных земель. Наряду с бюджетным финансированием следует шире внедрять рыночные механизмы финансирования, которые создавали бы баланс интересов обучающихся, преподавателей, государства и налогоплательщиков. Плата за обучение должна стать важным источником финансирования вузов, стимулирующим качество обучения и сокращение его сроков. Для поощрения способных студентов из малообеспеченных семей следует предоставлять им стипендии и субсидии, необходимо расширить также финансирование обучающихся фирмами, заинтересованными в привлечении соответствующих высококвалифицированных кадров.
Поскольку чрезмерное налоговое бремя тормозит рост экономики и занятости, его необходимо облегчить, на что, и нацелена начатая в 2000 г. трехэтапная налоговая реформа. В 2005 г., когда будет завершен ее третий этап, ставки подоходного налога и налога с доходов корпораций в ФРГ будут существенно снижены, а налогообложение приведено в соответствие с международным уровнем. Снижение налогов должно компенсироваться сокращением бюджетных расходов. Кроме того, считают эксперты “Deutsche Bank”, необходима реформа федеративных финансовых отношений, предусматривающая четкое разграничение финансовых полномочий между центром, федеральными землями и местным самоуправлением и предоставление последним определенной налоговой автономии.
Предлагаемые аналитиками меры предусматривают также проведение реформы системы социального страхования. В соответствии с ней должны быть существенно снижены взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, а недостающие поступления в эти фонды должны компенсироваться путем накопления капитала на индивидуальной основе и за счет отчислений предприятий. Пенсионная реформа была начата в 2001 г., однако предусмотренные ею меры, по мнению экспертов банка, недостаточны. Они считают необходимым отменить существующие стимулы досрочного ухода на пенсию и поощрить интеграцию пожилых людей в трудовой процесс. Это позволит повысить возрастной уровень фактического ухода на пенсию.
Все перечисленные выше меры, полагают эксперты “Deutsche Bank”, будут способствовать повышению конкурентоспособности и ускорению темпов развития экономики ФРГ.
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?