Реформация и крестьянская война в Германии

Реферат

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛУПОСТИ»

Отрывок из первой сати ры, касающийся папства.

А верховные первосвященники, занимающие место самого Христа? Если бы они в свою очередь также попытались под ражать его жизни, то есть его бедности, его трудам, его учению, его страданию, его презрению к жизни, да если бы к тому же поразмыслили о значении своего титула «папы», то есть отца и святейшего, то скажите, что было бы плачевнее положения папы? И кто стал бы ценою всего своего достояния добиваться этого места? Кто, купив его, стал бы отстаивать его мечом, ядом, всякого рода насилием? Сколько выгод лишился бы пап ский престол, если бы сюда получила доступ мудрость? Муд рость, сказала я... Что говорю я — мудрость, да хоть бы крупи ца той соли, о которой говорит Христос. Что сталось бы тогда со всеми этими богатствами, со всеми этими победами, со всеми этими чаяниями, со всеми этими диспенсациями, поборами, ин дульгенциями, лошадьми, мулами, телохранителями, что сталось бы, говорю я, со всеми этими прелестями?.. А что сталось бы тогда со всей этой массой папских секретарей, писцов, нота риусов, адвокатов, делопроизводителей, секретарей, мулятников, конюхов, менял? — Ведь всей этой многоголовой, тысяче головой толпе, которая разоряет, то есть «украшает», римский престол, пришлось бы помирать с голоду... Теперь, наоборот, все труды предоставляются Петру и Павлу: у них ведь доста точно досуга... На свою долю папы оставляют, зато весь блеск и все удовольствия... Никому так вольготно и спокойно не жи вется на свете, как именно папам.

Эразм Роттердамский. Похвальное слово Глупости. М., 1938. стр. 157—160.

РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

Лютер и начало реформации

Крайнее обострение классовых противоречий, характеризующее состояние Германии начала XVI в. вылилось, в конце концов, в широкое революционное движение. Первым этапом его была реформация, т. е. дви жение против папской католической церкви. «Прежде чем всту пать в борьбу со светским феодализмом в каждой стране в отдель ности, необходимо было разрушить эту его центральную священ ную организацию". Начало германской реформации связано с именем Мартина Лютера.

Мартин Лютер (1483—1546) происходил из зажиточной тюрингской крестьянской семьи (юго-восточная Германия). В 1501 г. он окончил Эрфуртский университет, после чего стал монахом и священником.В 1509г. он стал профессором философии и богосло вия во вновь открытом в Саксонии Виттенбергском универ ситете. Отчасти на основе знакомства с произведениями средневеко вых мистиков, отчасти в связи с изучением сочинений знаменитого чешского реформатора Яна Гуса, Лютер пришёл к выводам, резко противоречившим принятой католической церковью догме. В про тивоположность учению католицизма о «спасении человека через различные таинства», совершаемые профессиональными духов ными лицами, Лютер начал учить о «спасении человека» преиму щественно верой, т. е. личным настроением каждого верующего «Праведник верою жив будет» — было любимым его выражением, вычитанным им у одного из ветхозаветных пророков. В новых взглядах Лютера выявился прежде всего, своеобразный религиоз ный индивидуализм. Одновременно в них содержался протест против постоянной опеки и контроля профессионального духовен ства над простыми верующими мирянами, а значит и против старой церковной организации. Был в учении Лютера и ещё один важный момент. Определяя источники веры, Лютер отдавал предпочтение «священному писа нию», под которым в католической церкви подразумевалась частью более поздняя церковная литера тура (творения «отцов церкви»), частью всякого рода каноны, т. е. законодательные акты, принятые на разных церковных соборах или издававшиеся в разное время в виде постановлений («декретов») разными панами. Этим самым позднему, феодализированному и бюрократизированному средневековому католическому хри стианству Лютер противопоставлял более простое раннее хри стианство без сложной иерархии, без пышного культа, без фео дального церковного землевладения и т. д.

По существу, Лютер развивал в этих взглядах давно уже про возглашённое средневековым бюргерством требование об устано влении «дешёвой церкви».«...Бюргерская ересь требовала восстановления простого строя раннехристианской церкви и упразднения особого сословия свя щенников. Это дешёвое устройство устраняло монахов, прелатов, римскую курию, словом, всё, что стоило в церкви дорого» .

Основные этапы деятельности Лютера до Вормского сейма

Первым публичным реформационным выступлением Лютера было его выступление с 95 тезисами против торговли индульгенциями. В окрестностях Виттенберга в 1517 г. производилась особенно оживлённая торговля индульгенциями, т. е. папскими грамотами, объявлявшими прощение грехов каждому, уплатившему за них определённую сумму денег.

Торговля индульгенциями в Германии давала папству особенно большие доходы. В то же время индульгенции наиболее наглядно доказывали вырождение самого католического культа, превращав шего религиозное чувство в чисто коммерческую сделку. Исходя из своего учения об «оправдании верой», Лютер в своих тезисах, вывешенных на дверях Виттенбергской университетской церкви (31 октября 1517 г.), протестовал против торговли индуль генциями, ссылаясь на различные места «писания».

Выставляя тезисы, Лютер вовсе ещё не думал порывать с пап ством. И сам папа Лев X (из фамилии Медичи) вначале не придавал большого значения выступлению Лютера. Папа увидел в его высту плении обычный спор между соперничавшими монашескими орде нами. Но споры Лютера с различными профессорами богословия продолжались и приобретали всё более страстный характер. В про цессе их Лютер сам всё более отходил от ортодоксальных католи ческих позиций.

М.ЛЮТЕР, ТЕЗИСЫ (31 октября 1517г.)

Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции. Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение, а святое еванге лие величия и милости бога.

Христиан надо учить, что тот, кто видит нуждающегося и, несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, приобретает этим не отпущение папы, а гнев божий...

Сказать, что крест отпущения, украшенный гербами папы и воздвигнутый в храмах, имеет равную ценность с крестом Христовым, есть кощунство...

«Хрестоматия...»,т.III,1950,стр.109.

В 1519 г. Лютер уже заявлял о том, что церковь может суще ствовать и без папы. Он отвергал и духовенство как особый свя щенный институт, говоря, что перед Богом каждый христианин является в известной степени священником. Он публично заявлял свою солидарность со взглядами Яна Гуса и осуждал тех, которые сожгли на костре великого чешского реформатора. Когда папа во второй половине 1520 г. издал против Лютера буллу об отлу чении его от церкви, Лютер не обратил на неё никакого внимания. Она торжественно была сожжена студентами во дворе виттенбергского университета. Лютер вскоре ответил на неё ругательным памфлетом, который был озаглавлен «Против буллы антихриста». «Антихристом» Лютер называл теперь самого папу. Лютер обра щался в этом памфлете к новому императору Карлу V с предложе нием отнять у папы Рим и произвести секуляризацию всех церков ных земель в Германской империи.

На некоторое время вокруг Лютера объединились самые различные элементы германского общества — от более умеренных до самых крайних, выступавших против папской власти и католи ческой церкви. «Молния, которую метнул Лютер, нанесла свой удар. Весь немецкий народ пришёл в движение. С одной стороны, крестьяне и плебеи увидели в его воззвании против попов, в его проповеди христианской свободы сигнал к восстанию; с другой, к нему примкнули более умеренные горожане и значительная часть низшего дворянства; общий поток увлёк за собой даже кня зей. Одни думали, что настал день для того, чтобы свести счёты со всеми их угнетателями, другие лишь желали положить конец могуществу попов, зависимости от Рима и католической иерархии и обогатить себя путём конфискации церковных имений»1. На сторону Лютера стали многие гуманисты, среди них Ульрих фон Гуттен и другой крупный

гуманист-филолог Филипп Меланхтон. Гуманисты старшего поколения —

Эразм Роттердамский, Рейхлин — не присоединились к реформации.

1. Маркс и Энгельс, соч., т8, стр133

2.3.Вормский рейхстаг и распадение антикатолического фронта

28 января 1521 г. в г. Вормсе открылся рейхстаг в присутствии недавно избранного императора Карла V. Император был настроен решительно против «ереси». Он поддерживал папу по многим соображениям. Католицизм нужен был императору как сила, на которую он мог опереться в борьбе с мятежными князьями. Папа был для него необходим и как союзник в войне против Франции.

Вызванному на сейм Лютеру было предложено отречься от своих взглядов. Но Лютер твёрдо держался своих позиций и заявил, что отречётся от них лишь тогда, когда ему докажут неправоту его взглядов ссылками на «священное писание». Рейхстаг не вынес никакого решения по делу Лютера. И реформатор остался на свободе. Лишь в мае 1521 г., когда большинство членов сейма уже разъехалось, Карл V издал эдикт об аресте Лютера. Но Сак сонский курфюрст укрыл проповедника в своём замке Вартбурге, где Лютер был в полной безопасности.

В Вартбурге Лютер пробыл до 1522 г., когда он уже смог вернуться к себе в Виттенберг. Император был занят войной с французским королём. Князья в большинстве своём сами обна ружили заинтересованность в реформации. Эдикт 1521 г. так и остался невыполненным.

Вартбургский период был использован Лютером для перевода библии с латинского языка на немецкий. Полностью перевод был закончен только через 12 лет. Но некоторые его части распро странялись уже в 20-е годы и оказывали большое влияние на крестьянско-плебейские массы Германии, давая им возможность использовать отдельные места библии для обоснования своих социальных требований.

Сложная по своему составу оппозиция против папства, про явившаяся в период 1517—1520 гг.. к этому времени (1521— 1522 гг.) уже распалась. Лютер обнаруживал всё большее желание провести свою реформу «мирно», «легально», при помощи свет ской княжеской власти. Он возглавил лагерь умеренной бюр герско-княжеской реформации, ставившей целью отде ления германской церкви от папы, секуляризацию церковных имуществ и организационную перестройку церкви в интересах князей и бюргерства. Ни о каких социальных реформах ни Лютер, ни его сторонники не думали. В противоположность умеренному лютеровскому реформационному лагерю образовались ещё два других крайних лагеря: реакционный феодально-католический лагерь, во главе которого стояли император и часть князей и к которому принадлежала также патрицианская городская верхушка, и лагерь революционной, плебейско-крестьянской реформации, вождём которой стал радикально-демократический проповедник Томас Мюнцер.

2.4.Народная реформация. Анабаптисты. Томас Мюнцер

Недовольство умеренной реформой Лютера обнаружилось впервые в промышленном городе Цвиккау (один из центров суконной промышленности) в Саксонии, где в 1520г. образовалась секта анабаптистов (или перекрещенцев). Во главе её стоял ткацкий подмастерье Николай Шторх. Анабаптисты тре бовали уничтожения икон и обрядов; крещение признавали лишь для взрослых (крестившихся в детстве перекрещивали вторично); они верили во «внутреннее откровение» и считали, что наступила пора «пророчества». Анабаптисты ожидали также наступления на земле нового тысячелетнего «царства Божия», под которым в неясной форме представляли порядок, противоположный существовавшему классовому строю. Более отчётливо социальные взгляды анабаптистов Цвиккау оформились, когда там посе лился Томас Мюнцер, ставший священником одной из церквей Цвиккау.

Томас Мюнцер (родился ок. 1490г.) вначале горячо при ветствовал выступления Лютера против папства. Но довольно скоро он разочаровался в умеренном характере лютеровской реформы и оказался в своих религиозных и политических взглядах гораздо радикальнее её. В своих проповедях Мюнцер нападал не только на католическое духовенство, но и на светских феодалов и богачей. В отличие от Лютера Мюнцер главный источник веры видел не в библии, а в «живом откровении», под которым он по существу подразумевал человеческий разум. Христа он считал простым человеком, учителем и пророком. Он также учил (как анабаптисты) о наступлении на земле «царства Божия». Но в его толковании «цар ство Божие» выступало уже более отчётливым, приобретая характер своего рода социальной революции. «Под царством Божиим» Мюн цер понимал такой общественный строй, в котором уже нет ни классовых различий, ни частной собственности, ни независимой от членов общества и чуждой им государственной власти» 1. Фео дальному строю с его социальной иерархией и классовым угне тением Мюнцер противопоставлял «...свою фантастическую кар тину тысячелетнего царства социально-республиканского равен ства» 2. Наступление такого «царства Божия» Мюнцером мысли лось, как революционное дело.

«Весь мир должен выдержать великий удар, — говорил Мюн цер в одной из своих проповедей, — разыгрывается нечто такое, в результате чего безбожники будут низвергнуты, а стоящие внизу будут возвышены» 3.

Под «безбожниками» Мюнцер имел в виду князей, рыцарей, городской патрициат и всех прочих эксплуататоров. Мюнцер призывал к образованию всеобщего христианского союза, который должен был покончить со всеми «безбожными тиранами».

Изгнанный вместе с лидерами анабаптистов из Цвиккау, Мюн цер после этого был в разных местах — в Чехии (где он устано вил связи с оставшимися последователями гуситского движе ния), Тюрингии (здесь

он некоторое время жил в Альштедте), Швабии; наконец, в 1525 г., во

1,2,3, Маркс и Энгельс, соч.,т 8, стр.139,140,296.

время крестьянской войны Мюн цер возглавил революционное движение в городе Мюльгаузене (тоже в Тюрингии).

2.5. Рыцарское восстание

Призыв Лютера к бунту против церкви вызвал два политических восстания: сначала — низшего дворянства под предводительством Франца фон Зикингена в 1523 г., а затем — Великую крестьянскую войну 1525 г.

Рыцарское восстание происходило в Рейнской области. В ав густе 1522 г. рыцари этой области и частично соседних земель — Франконии и Швабии — собрались на съезд в городе Ландау и обра зовали союз сроком на шесть лет. Во главе его стал рыцарь, владе лец нескольких замков, Франц фон Зикинген (1481—1523). В сентябре 1522 г. Зикинген с отрядом рыцарей в 6—7 тыс. человек пошёл походом против Трирского архиепископа Рихарда. Зикин ген надеялся быстро взять Трир, столицу архиепископа. Но взять город рыцарям не удалось. На помощь архиепископу подошли войска соседних князей — курфюрста Пфальцского и ландграфа Гессенского. У них оказалось около 30 тыс. человек войска. Совер шенно не оправдались надежды Зикингена и выступавшего с ним Гуттена на то, что рыцарей поддержат горожане. Крестьяне также отнеслись с недоверием к рыцарям, в которых они видели своих господ и угнетателей. Отбросив рыцарей от Трира, князья сами пошли на владения Зикингена. При взятии ими главного его замка — Ландштуль — Зикинген был тяжело ранен и умер на глазах входивших в замок победителей. Восстание рыцарей потерпело поражение. С этого времени немецкое рыцарство потеряло всякую политическую самостоятельность. Оно полностью подчи нилось князьям, с которыми их связывала общность эксплуататорских интересов.

2.6.Крестьянская война 1525г.

Совершенно иной характер носило крестьянское восстание, получившее название крестьянской воины. В противоположность узко-сословному выступлению рыцарства 1522—1523 гг., крестьянская война 1524— 1525 гг. вылилась в широкое, массовое народное движение, рас пространившееся на большую часть территории Германии и гро зившее ниспровергнуть все устои старого феодального социально-политического строя. Крестьянская война имела три основных района; 1) Швабию, 2) Франконию и 3) Тюрингию — Саксонию. Кроме этих главных районов восстания, имелись ещё другие рай оны, охваченные движением: на западе — Эльзас, на востоке — горные альпийские округа в Тироле, Верхней Австрии, Штирии, Каринтия и Крайне. В восточных районах движение продолжалось даже в 1526 г., когда на западе оно было уже подавлено.

2.7.Восстание в Швабии

Восстание крестьян в Швабии началось ещё летом 1524 г. в Шварцвальде, округе, расположенном недалеко от швейцарской границы. В ландграфстве Штюллинген восставшие крестьяне (24 июня 1524 г.) отказались выполнять барщинные повинности своему помещику — графу. К графским крестьянам вскоре присоединились соседние монастырские крестьяне (монастырь св. Власия). К концу лета 1524г. восставших насчитывалось около 3 500 человек. Они обра зовали вооружённый отряд, во главе которого стал крестьянин Ганс Мюллер, ранее участвовавший в войне против французов и хорошо, поэтому знавший военное дело.

Помощником Мюллера был проповедник Балтазар Губмаиер, являвшийся одним из последователей Мюнцера. Центром восставших стал небольшой городок Вальдсгут. Так как в это время император и многие феодалы южной Германии были заняты вой ной с Францией, оставшиеся в Швабии помещики оказались в весьма затруднительном положении. Правда, в Швабии суще ствовал некоторый вид постоянного войска в форме наёмных отря дов так называемого Швабского союза князей, рыцарей и городов, но силы его были невелики и почти в два раза уступали по чис ленности восставшим крестьянам. Не чувствуя себя достаточно сильными, феодалы южной Швабии пытались, в течение нескольких месяцев, путём «мирных переговоров» с крестьянами по крайней мере задержать дальнейшее расширение восстания. Однако в ян варе 1525 г. крестьяне поняли, что «господа» лишь обманывают их своими посулами. Переговоры были прерваны. Движение быстро распространилось по всей Швабии. В течение первых трёх месяцев в 1525г. в Швабии образовалось ещё несколько вооружённых отря дов. Всего число их теперь дошло до шести с общим количеством в 30—40 тыс. вооружённых людей. От верховьев Рейна и далее к востоку по верхнему Дунаю вплоть до города Ульма (на северо-востоке) и до Боденского озера (на юго-востоке) край был охва чен массовым крестьянским восстанием, 6—7 марта 1525 г. в городе Меммингене происходил съезд руководителей шести швабских крестьянских отрядов. На съезде была принята про грамма крестьянских требований под названием «Двенадцати статей».

«ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ»

Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша об щая воля и мнение — иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя...

Во-вторых, хотя справедливая десятина, уста новленная в Ветхом завете, с Новым заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую де сятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз ее надлежит давать богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых по ставит

община, и из собранного давали бы достаточное содержа ние священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку — отдать бед ным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того — беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя стра ны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати... Малой же десятины мы не хотим давать вовсе...

В-треть их, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людь ми , что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех, как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными...

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в теку чей воде. Это кажется нам совсем неподобающим...

В-пятых, отягощены мы также с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса... Вот наше мне ние: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клирика ми, должны снова перейти в руки всей общины.

В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, ко торые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно...

В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отяго щать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает землю крестьянину, так последний и должен владеть ею на ос новании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам…

С.Л.Авалиани. Опыт исторической хрестоматии, ч.1, изд. 2, 1913, 77-84.

В этой программе крестьяне требовали отмены личного кре постного права , возвращения крестьянам отнятых у них общинных земель, ограничения барщин, штрафов и оброков . Крестьяне также требовали отмены всех десятин и права выбора своего приходского пастора «Двенадцать статей» являются важным антифеодальный документом. Но они отличались явно умеренным характером. Крестьяне не выдвигали требования конфискации помещичьих земель и соглашались на сохранение некоторых повинностей; они выражали согласие даже на денежную компенсацию, в случае если отнятые у них помещиками общинные земли были проданы какому-нибудь третьему лицу. В этом смысле «Двенадцать статей» были полной противоположностью «Письму - тезисам», со ставленным Томасом Мюнцером во время его пребывания в Шва бии в конце 1524 — начале 1525 г. В этом интересном документе давалась чёткая тактическая программа крестьянско-плебейского движения. Томас Мюнцер требовал отказа от всяких сделок с феодалами. Все земли князей, рыцарей, духовенства должны были перейти к общинам. Ни о каких барщинах или оброках в «Письме-тезисах» не было и речи. Феодалы, отказывавшиеся подчиняться крестьянскому «христианскому союзу», рассматри вались как враги народа и подлежали репрессиям (так называе мому «светскому отлучению»).

Но у швабских крестьян, помимо примиренческого отношения к помещикам и феодалам, обнаруживались ещё другие крупные тактические недостатки. Силы крестьян были недостаточно объеди нены. Их отряды действовали разрозненно. Каждый в отдельности заключал с феодалами перемирие, не обращая внимания на то, как это отразится на положении других отрядов. Всё это использовал командующий войсками Швабского союза Георг Трухзес.

В начале марта Трухзес снова предложил крестьянам вступить с ним в мирные переговоры, выработав свои требования. «Двена дцать статей» и должны были стать предметом обсуждения объеди нённого совещания помещиков и крестьян, назначенного на 2 апреля. Но в этот день Трухзес вероломно напал на один из отря дов восставших крестьян (лейпгемский отряд) и разбил его. Предприняв затем наступление на другой отряд — приозёрный (на берегах Боденского озера), Трухзес встретил серьёзное сопротивление. Тем не менее ему удалось заставить вождей этого отряда и соседнего с ним (балтрингенского) отряда заключить с ним мирный договор (Вейнгартенский договор 17 апреля 1525 г.). После этого Трухзес смог перевести свои силы во Франконию, которая к этому времени также была уже охвачена восстанием.

2.8.Восстание во Франконии

Восстание во Франконии вспыхнуло в конце марта 1525 г. и особенно разрослось с начала; апреля 1525 г. Здесь также образовалось несколько крестьянских вооружённых отрядов. В отличие от Швабии во Франконии состав их был более сложным. Кроме крестьян, к дви жению примкнуло много рыцарей. Большей частью рыцари зани мали положение командиров в крестьянских отрядах. На сторону восставших во Франконии перешли и ряд городов: Роттенбург, Гейльброн, Вюрцбург и др.

Наиболее крупными франконскими отрядами были: 1) таубертальское ополчение, образовавшееся в районе города Роттенбурга, во главе его стояли рыцари Стефан фон Метцинген и Флориан Гейер (отряд Гейера носил особое название «чёр ный отряд»); 2) оденвальдское — с центром в городе Гейльброне во главе с крестьянином Георгом Мецлером и дворянином Венделем Гиплером; 3) неккарское (в долине реки Неккара) во главе с крестьянином Яковом Рорбахом и 4) «свет лый» крестьянский отряд в Вюртемберге под предводительством бюргера Феиербахера. Оденвальдское и неккарское опол чения в середине апреля 1525 г. объединились в общее войско под названием «Светлого отряда». Возглавил его рыцарь Гец фон Берлпхинген.

Франконскими повстанцами были захвачены и разрушены сотни замков и монастырей. Одним из наиболее крупных замков, захва ченных «Светлым отрядом», был замок Вейнсберг, принадлежав ший графу Гельфенштейну. Граф Гельфенштейн, прославившийся своими жестокостями по отношению к крестьянам, был захвачен повстанцами и казнён. На других местных феодалов были нало жены контрибуции. Во Франконии восставшими были также выра ботаны свои программные требования. Они известны под именем «Гейльброннской программы». Главным редактором её был Вендель Гиплер.

«Гейльброннская программа» была составлена в период 9—12 мая 1525 г. Её содержание ярко отражает разнородный состав франконского движения. Ряд статей (всего их в «Гейльброннской программе» 14) составлен в интересах рыцарства. Рыцарям обеспе чивалось наделение землями из фонда секуляризированной церковной собственности. За ними оставалось значительное участие в имперском суде. Бюргерам программа обещала упразднение внутренних таможенных границ, единство монеты, мер и весов, уничтожение торговых монополий, принадлежавших старым пат рицианским корпорациям, и также участие в имперском суде. Усиление центральной императорской власти (в противополож ность княжеской раздробленности) проходит красной нитью через всю программу. В отношении крестьянства «Гейльброннская программа» требовала освобождения их от крепостной зависимости и превращения в свободных земельных собственников, но, однако, за выкуп. При этом условия выкупа были весьма тяжелые. Кре стьянам предлагалось уплатить сразу двадцатикратную стоимость их обычных годовых платежей (оброков, стоимости барщины и т. д.), что было под силу только крепким, зажиточным семьям. Требо вания о возвращении крестьянам отнятых у них общинных земель, содержавшиеся в швабских «Двадцати статьях», в Гейльбронне были отвергнуты (в так называемом «Объяснении двенадцати статей»).

Подобно тому как Мюнцер, в качестве представителя зачатков пролетариата — класса, стоявшего вне существовавшего тогда официального общественного союза, дошёл до предчувствия коммунизма, совершенно так же и Вендель Гиплер, представитель, так сказать, средней равнодействующей всех прогрессивных элементов нации, пришёл к предвидению современного буржуаз ного общества. Широкую массу крестьянства программа Гиплера не могла удовлетворить. Ревизия бюргерами демократи ческих требований «Двенадцати статей» вызвала резкие протесты со стороны крестьян. Но "Гейльброннскую программу» не приш лось осуществлять на практике.

В тот самый момент, когда в Гейльбронне происходило обсу ждение программы, Трухзес подавлял восстание во Франконии, используя наступившее после Вейкгартенского мира затишье в Швабии, 12 мая Трухзес разбил вюртембергский отряд Фейербахера (битва при Бетлингене). Взятый в плен Яков Рорбах по приказанию Трухзеса был сожжён на медленном огне.

Главные силы франконцев в количестве 20 тыс. человек в это время находились близ Вюрцбурга, где они осаждали крепость Фрауэнберг. По совету Гиплера, «Светлый» отряд во главе с Гецем фон Берлихинген пошёл навстречу Трухзесу. Но в войсках пов станцев началось уже разложение. Многие из ополченцев стали покидать войско, услыхав, что на их деревни пошли с каратель ными экспедициями местные князья. Сам Гец фон Берлихинген вступил в переговоры с Трухзесом и предательски покинул свою армию накануне решительного боя. Оставшись без военачаль ника, франконские повстанцы не смогли выдержать натиска Трухзеса. Они были наголову разбиты близ Кёнигсгофена на реке Таубере. Спустя два дня, 4 июня, Трухзес разбил при Зульцдорфе остатки «Чёрного» отряда Флориана Гейера. 7 июня Трухзесу удалось окружить и Вюрцбург. Благодаря измене вюрцбургского патрициата, он смог взять город и разоружить последний фрацконский отряд, в котором было ещё около 5 тыс. человек.

2.9.Подавление восстания в Швабии

Оставив дело окончательного усмирения местным князьям, Трухзес вернулся в Швабию и здесь ликвидировал оставшиеся крестьянские вооружен ные отряды. Действуя в союзе с крестьянами быв шего приозёрного отряда (около 5 тыс. человек их согласилось пойти вместе с Трухзесом против своих бывших союзников), Трухзес в двух стычках (6 и 25 июля) разбил отряды крестьян юго-западной Швабии (сначала шварцвальдский, потом альгеуский). Город Вальдсгут, «последний оплот восстания на верхнем Рейне» был взят 6 декабря 1525 г.

2.10.Восстание в Тюрингии и Саксонии

В Тюрингии и Саксонии также проходили многочисленные выступления крестьян против помещиков. Развитый в промышленном отношении край

изобиловал многочисленным плебейством, частью городского, частью мелкокрестьянского типа. Подмастерья в су конной промышленности местных городов и горные рабочие (в большинстве своём также полукрестьяне) были в чрезвычайно возбуждённом состоянии в течение первой половины 1525 г. Сюда и прибыл Томас Мюнцер в феврале 1525 г. Центром своей деятель ности он избрал имперский город Мюльгаузен. 17 марта здесь произошёл переворот. Патрицианский городской совет был заме нён новым, демократическим, получившим своеобразное название «Вечного совета». Председателем его стал Томас Мюнцер, ближай шим помощником и заместителем Мгонцера был его ученик Генрих Пфейфер.

Образовавшаяся вольная Мюльгаузенская коммуна не могла, конечно, провести сколько-нибудь радикальных мероприятий в смысле обобществления средств производства. Мюнцеру при ходилось в первую очередь разрешать демократические задачи — борьбу с феодалами. Он энергично призывал к всеобщему вос станию тюрингских крестьян и горнорабочих соседнего Мансфельдского округа. «Пока злодеи (т. е. феодалы) живы, вы не будете свободны от человеческого страха, это не ваша война, а божья», — писал Мюнцер в одном воззвании. Мюнцер и Пфейфер наскоро сформировали вооружённый отряд в количестве около 8 тыс. человек, главным образом из крестьян. Но отряд был плохо обучен. У самого Мюнцера не хватало военного опыта. Мансфельдские князья, которым принадлежали соседние рудники, сделали некоторые уступки горнорабочим и этим удержали их от враждеб ных выступлений. Соединившиеся князья — ландграф Филипп Гессенский и Георг герцог Саксонский, — разбили ополчение Мюнцера близ города Франкенгаузена 16 мая 1525 г. Из 8 тыс. человек повстанцев было убито 5 тысяч. Мюнцер, взятый в плен, был подвергнут жесточайшим пыткам, после чего обезглавлен. 25 мая был взят Мюльгаузен. Захваченный Пфейфер и другие члены «Вечного совета» подверглись также пыткам и казням.

«ПЕСНЬ МЮЛЬХАУЗЕНСКИХ ПОВСТАНЦЕВ»

Этот фольклорный памятник отражает ход вдохновлявшегося Мюнцером восстания в Мюльхаузене с 17 марта по 25 мая 1525 г. Песнь сохранилась в виде рифмованных строк, напечатанных на листовке. Она представляет собой одно из немногочисленных дошедших до нас народных произведений, посвя щенных Великой крестьянской войне.

Хотите песенке внимать,

Что пелась про князей да знать,

Высокоблагородных

Теснителей народных?

...В четверг стряслась у нас беда:

Сошлись князья и господа

Под Шлоттейм всей оравой,

Грозили нам расправой...

Мюльхаузен — крепость хоть куда.

Но взяли город господа,

В том доктор был виною

С багряной бородою.,.

Так нам мюльхаузенский совет

Немало понаделал бед,

Из злобы и из мести

Нас бьют на лобном месте.

И даже тех, кому князья

Свободу дали,видел я,

Прислужники хватали

И насмерть убивали

Людей не милуют они.

Господь, теснителей казни!

Пусть черти с хворостиной

Их примут в час кончины…

«Эпоха Возрождения», стр. 246

2.11. Причины поражения крестьянской войны

и ее историческое значение

Крестьянская война 1525 г. потерпела поражение. Причины ее поражения совершенно ясны. Раздробленность крестьян, их партикуляризм, их доверчивость к феодалам, склонность зажиточных элементов крестьянства к компромиссам с «госпо дами» неизбежно должны были привести к пора жению. Немало в этом повинны и союзники крестьян. Рыцарство по самой своей природе — мелких феодалов-крепостников — не могло стать сколько-нибудь серьёзным руководителем восстав ших крестьян. Но и бюргерство, более заинтересованное, чем рыцари, в ниспровержении феодального строя, фактически всё время предавало крестьян и изменяло их интересам. Сам Лютер, идеолог и вождь бюргерской реформации, не находил слов, чтобы заклеймить крестьянскую войну. «Их (крестьян) нужно бить, душить и колоть тайно и открыто, так же, как убивают бешеную собаку», — писал Лютер с раздражением в самом разгаре кре стьянской войны.

Исторически задача руководства буржуазно-демократической революцией в период становления капитализма лежала на буржуа зии. Но немецкая буржуазия в XVI в. была ещё совсем незрелой, не сложившейся в класс национальной буржуазии, не вышедшей по-настоящему за рамки средневекового бюргерства. Самая фео дальная раздробленность Германии налагала отпечаток провин циальности и узости на выступления всех классов, в том числе и буржуазии. Трусливое и нередко предательское поведение немец кого бюргерства — одна из основных причин поражения Великой крестьянской войны.

И всё же, несмотря на своё поражение, несмотря на свой парти куляризм, незрелость социальных отношений, крестьянская война 1525 Т. имела громадное историческое значение. Она была герои ческой эпохой истории Германии.

2.12.Война императора с протестантскими князьями.

Аугсбургский религиозный мир.

Поражение крестьянской войны поставило под угрозу самую реформацию Лютера. Феодально-католический лагерь стремился, после 1525г,полностью восстановить в Германии господство католический церкви. Но большая часть имперских князей, успевшая к этому времени присвоить громадное количество секуляризованной церков ной собственности, была против такой реставрации. Между импе ратором и поддерживавшими его католическими князьями, с одной стороны, и большинством князей, державшихся лютеранской, или, как она стала называться, протестантской рели гии — с другой, началась война.

Союз протестантских князей против императора образовался ещё в начале 30-х годов (Шмалькальденский союз). Но внеш няя политика (воины с Францией и Турцией) на долгое время отвлекла внимание Карла V. Пользуясь этим, князья всё более расширяли свои владения за счёт церкви. Лишь в 1546 г., после того как с Франциском I был заключён мир, Карл V предпринял поход против князей, приведя с собой из Италии 40 тыс. человек отборной испанской пехоты (Шмалькальденская война). Князья быстро капитулировали. Битва при Мюльберге на Эльбе (24 апреля 1547 г.) была полным три умфом императора, захватившего в плен главного лидера оппо зиционных князей — Саксонского курфюрста Иоганна-Фридриха. Карл V подготовлял полное восстановление католицизма, и одно временно он сокращал права территориальных имперских князей. Но это продолжалось недолго.

Растущая мощь императора создала против него широкую коалицию всех князей как протестантского, так и католического лагеря. Сам папа тайно поддерживал блок князей против Карла V. Напав неожиданно на императора (в 1552 г.), князья фактически взяли его в плен. После длительных мирных переговоров в 1555 г, между Карлом V и князьями был заключён так называемый «Аугсбургский мир». По этому договору право определять религию населения было предоставлено местным князьям. Провозглашался принцип: «Чья страна, того и вера»

Сознавая полное крушение своих планов в Германии, Карл V в этом же году отрёкся от престола. В Германии престол был пере дан его брату Фердинанду I.

«АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР»

Чтобы установить мир в Священной империи германской нации между римским императорским величеством и курфюр стами, князьями и чинами, пусть ни его императорское величе ство, ни курфюрсты, князья и т. д. не чинят никакому чину им перии никакого насилия или зла по поводу аугсбургского испо ведания, предоставят им в мире придерживаться своих рели гиозных убеждений, литургии и обрядов, равно как пользоваться и своим состоянием и другими правами и привилегиями... Рав ным образом имперские чины, придерживающиеся аугсбург ского исповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, при держивающимся старой религии, жить в полном мире и поль зоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями...

Применявшаяся до сих пор церковная юрисдикция относи тельно аугсбургского исповедания, догмы, назначения духовных лиц, церковных распоряжений и службы (исключая прав кур фюрстов, князей, коллегий и монастырей на денежные подати и десятины) отныне прекратится, и последователям аугсбург ского исповедания будет предоставлено свободно и беспрепят ственно отправлять богослужение и обряды и назначать духов ных лиц, как то установлено в нижеследующей отдельной статье, впредь до окончательного религиозного соглашения.

Никакой имперский чин не должен пытаться убеждать под данных других чинов оставить свою религию или защищать их против их собственных властей.

«Хрестоматия», т.3, стр. 118—119.

Чего же добилась Германия с помощью реформации? Материализовала ли последняя те надежды, которые возлагала на нее нация, когда с таким воодушевлением приветствовала по пути к Вормсу провозвестника новых идей, Лютера? По-видимому, нет. Реформация в Германии не привела ни к полному избавлению от курии, ни к большей политической цельности, ни к лучшим государственным и социальным формам. Мало того, благодаря близорукости императора, не пожелавше го стать во главе народного движения, и неудаче социальной революции реформация сделалась только новым рычагом для политических за мыслов князей. Давно уже они добивались ослабления императорской власти и действительно достигли этого. Для полного торжества своих стремлений им не хватало только уничтожения независимости церков ной иерархии от светской власти и приобретения церковных имуществ.

Все это с избытком дала князьям реформация, — даже тем, которые остались преданны старой церкви, так как последняя, чтобы удержать их при себе, расширила их права над местным духовенством и даже отдала им часть церковных имуществ. А Вестфальский мир завершил торжество князей, отняв у императора последние остатки его прежней власти и признав за ними почти совершенную самостоятельность не только во внутренних, но и во внешних делах их государств. Таким образом, рефор мация в политическом отношении послужила только к раздроблению Германии и к утрате ею политического и религиозного единства.

Не менее плачевными кажутся на первый взгляд и культурные пос ледствия реформации. Начатая во имя индивидуалистического принципа свободы совести, она, по-видимому, только заменила один авторитет в делах веры другим, определила известные обязательные для всех формы и, благодаря своему отрицательному отношению к разуму, скоро уклони лась от свободного исследования, отвернулась от науки, затерявшись в лабиринте сухих теологических прений. Но при более внимательном взгляде реформация все-таки окажется движением в высшей степени прогрессивным. Величайшая задача того времени заключалась в осво бождении людей от нравственного и умственного гнета католической церкви, мешавшего улучшению жизни во всех ее проявлениях. От этого гнета нужно было освободиться прежде всего ради дальнейшего движе ния жизни, и этому великому делу освобождения совести и мысли служи ла реформация и в значительной степени осуществила его. Правда, демо кратические и коммунистические теории, возникшие на почве свободно го толкования Библии, заставили Лютера, а за ним и других реформато ров отступить на практике от провозглашенного ими принципа свободы исследования и объявить войну разуму как противнику веры. Но как ни ратовали они против разума, принцип свободы мысли является все-таки несомненным продуктом протестантизма. Несмотря на преследования, брань и унижения, люди все-таки свободнее дышали в умственной атмо сфере, созданной реформацией, чем под властью церкви. «3адачей ре форматоров, — говорит известный английский писатель Бэрд, — было открыть шлюзы; с этих пор поток, несмотря на их благонамеренные уси лия остановить и ограничить его, с силой и шумом понесся дальше, где разрушая пограничные столбы, где оплодотворяя новую ниву, но везде принося с собой жизнь и освежение».

16 Мая, 2008 Просмотров: 9277 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Ротенбург на Таубере

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?