Судетская Область

Реферат

Если полицейские службы СД, СС и гестапо играли немалую роль в австрийском деле, то их роль в чехословацком кризисе была еще важнее. Способы, примененные в Австрии, соответствовали той линии поведения, которой придерживались до сих пор для поддержания «нацистского порядка» в Германии.

Этнической пестротой чехословацкое государство обязано Версальскому договору, по которому оно было «выкроено» из территории бывшей австро-венгерской империи; это позволило нацистам воспользоваться тем же предлогом, что и для аншлюса Австрии, а также выдвигать некоторые оправдания сентиментального порядка.

Тот факт, что Чехословакия была самым демократическим государством Центральной Европы, действовал на нацистов как некий возбудитель.

20 февраля 1938 года Гитлер выступил с большой речью в рейхстаге. Подчеркнув нерушимое единство партии, армии и государства, он затем утверждал, что немцы не допустят угнетения 10 млн. их братьев, живущих за пределами рейха. Аншлюс вернул в лоно германского отечества 6,5 млн. австрийцев, и можно было понять, что остальные немцы живут в Чехословакии.

Чехословацкое государство насчитывало примерно 7 млн. чехов, 3 млн. словаков, 700 тыс. венгров, 400 тыс. русинов, 100 тыс. поляков и 3600 тыс. немцев. Последние составляли самое сильное этническое «меньшинство» страны и жили большей частью в так называемой Судетской области, изогнутой полумесяцем вдоль германской границы и окружавшей почти полностью Богемию и Моравию.

Эта область вполне могла вызвать вожделение нацистов, так как там были сконцентрированы процветающие предприятия, стекольное дело и производство предметов роскоши, группировавшиеся вокруг угольных шахт и богатых рудников.

Поскольку там проживали 2900 тыс. немцев, было легко сослаться, как и в случае с Австрией, на демократический принцип права народов на самоопределение. Вся хитрость заключалась в том, чтобы ловко возбудить чувство народного «права».

Еще с 1923 года нацисты занимались организацией в Судетах разных ассоциаций, которые распространяли национал-социалистские лозунги в духе пангерманизма и немецкого патриотизма. Действуя в подполье, они в то же время нуждались в организации, которая совершенно открыто отстаивала бы их тезисы.

Такую организацию создал не нацист, но умело обработанный нацистами. 1 октября 1934 года преподаватель гимнастики Конрад Генлейн, сын немца и чешки, учредил Германский патриотический фронт. Генлейн требовал автономии Судетов в рамках чехословацкого государства и предлагал образовать федеральное государство наподобие системы швейцарских кантонов, что давало этническим меньшинствам независимость, не подрывая национального единства.

Однако партия Генлейна организовывалась по принципу фюрерства. Этот тревожный признак должен был бы пробудить недоверие. В 1935 году, собрав уже значительное число приверженцев, Германский патриотический фронт переменил свое название и стал Германской партией Судетов (СДП). Затем с ростом силы нацистов повышались и требования. С 1936 года СДП функционировала в качестве «пятой колонны» в Чехословакии и получала средства через «Фольксдойче миттельштелле. Организация партии по работе за границей, руководимая Болем, тоже распределяла деньги (Генлейн получал от нее 15 тыс. марок в месяц) и создавала свои разведывательные сети. Вся эта деятельность проходила в тайне. С 1937 года Генлейн начал требовать автономии Судетов, и его политическая программа превратилась в открыто пронацистскую и антисемитскую. Летом 1938 года наблюдалось усиление нацистской активности, как в Австрии перед аншлюсом. Службы гестапо работали вовсю.

Судетская область буквально кишела немецкими агентами. СД и гестапо делили работу между собой и, используя Генлейна и его штаб, держали их под строгим и намеренно неприкрытым контролем, чтобы не допустить какого-либо «нерадения» с их стороны.

На немецкой стороне границы был создан добровольческий корпус, подобный Австрийскому легиону 1937 года,— Добровольный корпус судетских немцев, ставка которого находилась в замке Донндорф под Байрейтом.

Гитлер хотел найти повод для военного вторжения в Чехословакию. С сентября 1938 года контрольным нацистской сети в Судетах было поручено организовать провокационные операции.

12 сентября Гитлер выступил на партийном съезде в Нюрнберге с резкой речью, в которой обвинил президента Бенеша в том, что тот подвергает пыткам судетских немцев и хочет их истребить. Генлейн и его помощник Франк переправились тогда в Германию.

В ответ на эти угрозы чехословацкое правительство, пассивность которого способствовала созданию на территории страны самых опасных нацистских организаций, арестовало некоторое число судетских нацистов. Гестапо приняло ответные меры и в ночь с 15 на 16 сентября арестовало в Германии 150 чехословацких граждан.

19 сентября начал действовать Добровольный корпус, разделенный на группы по 12 человек. Он совершил больше 300 рейдов, захватил свыше 1500 пленных, оставил много убитых и раненых, взял в качестве трофеев 25 пулеметов, легкое оружие и снаряжение.

Но 22-го в Бад-Годесберг прибыл Чемберлен, а 29-го началась мюнхенская конференция. Муссолини, Гитлер, Чемберлен и Даладье решили судьбу Чехословакии, даже не выслушав представителя этой страны. 30-го было решено, что Чехословакия эвакуирует Судеты с 1 по 10 октября. Чехословацкое правительство протестовало, президент Бенеш подал в отставку, но никто не обратил на это внимания, и повсюду с энтузиазмом праздновали мир, спасенный в последний момент.

Этот эпизод показал Гитлеру, насколько не справлялись со своими задачами французские и английские разведывательные службы. Он все время заверял, что не выдвинет никаких территориальных требований, но подготовка к вторжению в Чехословакию уже была начата; признаки ее могли быть замечены давно.

Как только Мюнхенское соглашение сделало возможной «мирную» оккупацию Судетов, вольный корпус Генлейна был поставлен под командование Гиммлера, чтобы «участвовать в полицейских операциях, как и вся остальная полиция, с согласия рейхсфюрера СС».

Итак, демократические страны проиграли решающую партию, которую могли бы выиграть.

Представители некоторых военных кругов образовали небольшую группу сопротивления. Они, как генерал Бек, думали, что политика агрессии, проводимая Гитлером, не может быть поддержана победами германской армии, которая одна противостоит Европе, которая, полагали они, должна объединиться против нацистского натиска, и тогда единственным логическим концом будет полное крушение и разрушение Германии. Они приняли решение, на которое не могли отважиться многие с зарождения нацизма, а именно— воспользоваться нападением на Чехословакию как поводом для захвата власти и предания Гитлера суду. Это было бы концом нацизма, и судьба Европы стала бы другой.

В середине августа заговорщики направили в Лондон своего гражданского эмиссара фон Клейста, чтобы информировать британское правительство о ситуации и призвать его проявить твердость. Но если Черчилль, который не был членом правительства, встал на сторону немецких генералов и заверял их в своей поддержке, то Чемберлен по-прежнему хитрил. В начале сентября в Лондон был послан новый эмиссар, на этот раз военный. Через несколько дней один дипломат из посольства Германии в Лондоне подтвердил эту информацию англичанам. К сожалению, такие шаги не смогли убедить правительства Чемберлена и Даладье отказаться от своего решения бросить Чехословакию на произвол судьбы.

Осенью 1944 года, после провала заговора 20 июля, гестапо обнаружило у Клейста документы о его поездке в Лондон в августе 1938 года и о контактах с британским правительством. Он был приговорен к смерти и казнен весной 1945 года.

21 октября Гитлер подписал «совершенно конфиденциальный» приказ, в котором Верховному командованию вермахта предписывалось:

1) обеспечивать безопасность немецких границ и защищать их от внезапных воздушных налетов;

2) ликвидировать то, что осталось от Чехословакии;

3) оккупировать территорию Мемеля.

До сих пор ему удавалось прикрывать свои агрессивные акции видимостью солидарности с угнетаемыми братьями. На сей раз в Чехословакии не оставалось немецкого меньшинства и надо было выдумать что-нибудь другое.

Для смягчения обстановки пражское правительство старого президента Гахи предоставило широкую внутреннюю автономию Словакии. В Братиславе были образованы автономные парламент и кабинет. Но этот первый шаг лишь облегчил развертывание операции. Лидеры словацкой экстремистской партии Дурканский и Мах, действуя по указанию Геринга, который вызвал их в Германию, потребовали полной независимости Словакии и установления тесных экономических, политических и военных связей с Германией. Со своей стороны они обещали «решить» еврейский вопрос и запретить коммунистическую партию.

Германская интервенция была подготовлена провокацией: словацкий кабинет практически порвал с Прагой и центральное правительство вынуждено было распустить его по той причине, что он все время находился в оппозиции.

Таким образом, немецкие войска хлынули на чехословацкую землю якобы для того, чтобы «помочь угнетенным словацким патриотам». В тот же день Гитлер объявил в приказе по армии: «Чехословакия прекратила существование». На следующий день декретом был создан протекторат Богемии и Моравии, включенный в германский рейх, и протектором этой несчастной страны был назначен фон Нейрат.

15 марта Гитлер появился в Праге. Как и в Вене, его сопровождали Гиммлер и Гейдрих и охранял большой отряд СС. Шелленберг, который тоже участвовал в поездке, рассказывал, что Гиммлер восторженно отзывался о профессиональных качествах людей из чехословацкой полиции, которых он квалифицировал как «исключительный человеческий материал», и тотчас решил включить их в СС. Он немедленно назначил шефом полиции с титулом статс-секретаря протектората Карла Германа Франка, бывшего помощника Генлейна по Германской партии Судетов. Одновременно Франк получил звание группенфюрера СС (дивизионного генерала). На своем новом посту он впоследствии отличался невероятной жестокостью.

Для чехословацкого народа наступало время апокалипсиса: не было таких страданий, которых бы он не испытал. И виновниками этого были те, кто совершил предательство, став агентами нацистов.

Дистанция во времени и нынешнее знание секретов нацистской политики, раскрытых в архивах, которые были захвачены в 1945 году, позволяют лишний раз утверждать, что политический триумф Гитлера базировался исключительно на его знании человеческих слабостей. Нацистская политика представляла собой спекуляцию на трусости и жестокости человека, именно поэтому в ней важное место занимала такая террористическая организация, как гестапо.

16 Мая, 2008 Просмотров: 9657 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Обороты

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?