Выход Германии из послевоенного экономического положения

Реферат

Весной 1945г. Германия до последнего клочка земли была занята врагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и жизнь и смерть немцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу. Груды развалин там, где прежде стояли города. Зональные границы в собственной стране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нет ни автомобилей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки и сберегательные кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на грани прожиточного минимума. И во всех зонах транспоранты, с горькой иронией напоминавшие предвыборное обещание Гитлера, прозвучавшее в 1933г.: "Дайте мне двенадцать лет, и вы не узнаете Германии!". Перед Германией (западные зоны оккупации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора. "За честную работу снова честный заработок!" - под таким заголовком газеты в субботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенного времени - денежной реформе. На следующий день в воскресенье или день "Х", у пунктов выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлой рейхс марки меняли на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40немецких марок. Исходя из новой наличности, в это воскресенье все были одинаково "богаты". Однако те, кто обладал имуществом, с самого начала оказались в более выгодном положении: земельные участки можно было заложить или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в карманах жителей трех западных оккупационных зон хрустели 2 млрд. немецких марок. Людвиг Эрхард, тогда - директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшей правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.

В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары. За годы командной экономики национал-социалистов и принудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение.

После искоренения материальной нужды, наконец стали выпускать то, чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль.

Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до 1960г. составили 8%. Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства:

1. демократического

2. федеративного

3. правового

4. социального

5 июня 1947г. Джорж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в Федеративную Республику Германии. В 1949г. Был создан Федеральный союз Германской промышленности (в 1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага. Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банк согласно статье 12 Закона о федеральном банке "независим от указаний" федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику федерального правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте денег Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику.

Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является "обеспечение денежной стабильности", то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки. Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя таким образом стабильность валюты. Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название "волшебного четырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики.

Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов.

Государственная коньюктурная политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не популярная мера, ведет к "отсасыванию" денег из экономического круговорота, в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются.

С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляцию в целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всех случаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, например свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующей экономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций. Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.

Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто больше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальные ценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены, коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, что опять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены - порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежной реформой.

Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие "федерализма с прожилками". Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на них федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ, канализация или организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы культуры от краеведческого музея до оперы.

С 1950г. численность занятых трудовой деятельностью населения возросла почти на 50%. Пик полной занятости в старых землях был достигнут в 1970 году, когда безработных имелось 150 000 чел. и одновременно имелось 800 000 вакантных мест. В 1991 году в старых землях было зарегистрировано около 1,7 млн. безработных. Некоторые группы населения особенно страдают от безработицы, прежде всего наемные работники без достаточной профессиональной подготовки, а также пожилые люди. Поэтому особое значение придается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является также система социального обеспечения людей оказавшихся безработными. С 1927 года в Германии имеется закон о страховании по безработице. Страховщиком является федеральной ведомство по вопросам труда в Нюрберге. Страхование обязаны заключить все рабочие и служащие. Средства на страхование состоят наполовину из платежей наемных работников и наполовину из платежей

работодателей. Размер пособия по безработицы доходит до 68% зарплаты. Пособие выплачивается не более года, а пожилым людям не более 32-х месяцев. В задаче федерального ведомства по вопросам труда входит и помощь в получении специальности в повышении квалификации. Германия - страна с высоким уровнем заработной платы и соответствующего благосостояния. Обязательным условием является постоянная адаптация к новым условиям развития науки и техники на мировых рынках. С большим трудом пришлось пережить кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и в

1979-1980гг. В этот же период внедрение микроэлектроники вызвало большой поток инноваций.

Тем не менее в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономики составлял 24%. Сместился удельный вес отраслей экономики. Так, доля промышленности в социальном продукте уменьшилась, а доля в сфере обслуживания увеличилась. До сих пор одной из основных задач экономической политики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счет роста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговая реформа, последний этап которой был реализован в 1990 году. И в рыночной экономике возникают нежелательные тенденции. Государство должно стремиться противодействовать им, проводя свою бюджетную, налоговую, социальную и состязательную политику. Неизменной идеальной целью является обеспечение устойчивых цен, высокой степени занятости и внешнеэкономической сбалансированности. При постоянном и соразмерном экономическом росте. Такое редко достигается одновременно. Главная ответственность за экономическое развитие в духе этой цели возлагается также на отвечающий за денежную политику Германский федеральный банк и на тарифных партнеров.

В координации экономической и финансовой политики участвуют

следующие органы: Конъюнктурных совет государственных органов. Совет финансового планирования. Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощью экспертизы.

В январе каждого года правительство предоставляет бундестагу и бундесрату годовой экономический отчет. В нем дано заключение по годовой экспертизе Экспертного совета, излагаются цели правительства, намеченные на следующий год в области экономики и финансов, планируемая экономическая политика.

16 Мая, 2008 Просмотров: 8045 Печать



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Мюнхен

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?