Лена Левинсон, один из организаторов семинара Smart Forum для молодых предпринимателей в Берлине, рассказала в интервью DW об особенностях русского бизнеса в немецкой столице.
Предпринимателю "русского разлива" выжить в Берлине без подготовки непросто: законы прописаны до запятой, чиновники улыбаются и взяток не берут, а маркетинговые технологии ушли на век вперед. При этом парадокс: денег в городе нет, а бизнес-почва - самая что ни на есть благодатная. Как вырастить на ней что-то достойное, объясняют на "Смарт-форуме", что проходит с 28 по 30 апреля в Берлине.
DW: С какой целью вы проводите в Берлине бизнес-форум для русских?
Лена Левинсон: Люди из русского комьюнити в Берлине варятся в собственном соку и часто ничего не знают о новых возможностях развития бизнеса. Они даже друг с другом не делятся опытом: "мне было трудно, и ты тоже помучайся, повтори мои ошибки, а потом поговорим". С грустью думаю, что это чисто русская эмигрантская история. Такой путь деструктивный, и мы решили всех собрать и все обсудить.
- Но в зале, я так поняла, не только жители Берлина?
- Некоторые специально из России прилетели, причем не только из Москвы и Петербурга, но даже из Новосибирска, Екатеринбурга и Нового Уренгоя. Оказывается, информации о бизнесе остро не хватает всем. К тому же политическая ситуация сейчас такая, что многие думают или совсем перебраться на Запад, или хотя бы открыть здесь свой бизнес.
- Какой основной промах совершают русские бизнесмены в Берлине?
- По моему ощущению, многие из них так и остались в 1990-х годах. А мир-то меняется! И в Берлине это особенно видно. Например, фирмы по ремонту квартир по-прежнему предлагают тот самый "евроремонт", который наши соотечественники любили 20 лет назад. А у клиента давно поменялись вкусы. Или русские рестораны в стиле шансон, в которые ходит только русская публика и ест борщ с пельменями в лубочном исполнении.
- Хотя принято считать, что лубок как раз на иностранцев рассчитан…
- Помните фильм "Крестный отец", где в итальянском ресторане в Америке собирается исключительно итальянская диаспора? В Берлине ни в одном заведении представить себе такого нельзя, только в русском. Кто сумел этого избежать, так это спикер нашего форума, успешный ресторатор Георгий Соляник, владелец целого списка модных заведений Берлина. У него есть и рестораны русской, но авторской кухни - "Горький парк", "Дача", "Пастернак", "Гагарин", и немецкой - Sauerkraut. В них сплошь международная публика, туристы. И это потому, что он ушел от стереотипов.
- Русские предприниматели в Берлине работают со "своим" клиентом, с соотечественниками?
-По большей части, да. В этом виновата некая инертность русского мышления. Мы как раз хотели показать, что эти рамки можно и стоит раздвинуть, следует смотреть на мир шире. Конечно, если формат а-ля Брайтон-Бич их устраивает, то пожалуйста. Но смотрится это, честно говоря, диковато.
- На многих лекциях "Смарт-форума" вообще нет привязки ни к Берлину, ни к Германии. Почему?
- Потому что нам важно было показать в принципе разницу между русскими и европейцами в представлениях о бизнесе, в ментальности. Это, в первую очередь, касается стиля ведения бизнеса и взаимоотношений с клиентами. Если вы зайдете в какой-нибудь бутик роскоши в Берлине, которым владеет русский предприниматель, вы сразу догадаетесь, кто хозяин. Выдадут навязчивый сервис и тяжелая атмосфера. У европейца в таком же точно бутике все расслабленно, продавцами работают какие-нибудь креативные сотрудники - геи.
- С какими еще представлениями надо расстаться русскому предпринимателю, чтобы вести в Берлине бизнес?
- Наш человек привык рассуждать так: если сказали "нельзя", то надо попробовать договориться. Россия, конечно, меняется, и коррупция становится анахронизмом, но почему-то его привозят с собой и норовят играть по привычным правилам. У нас выступал девелопер Джейм Герин. Он много лет назад приехал в Берлин из Ирландии и придумал перестраивать здания старых фабрик во всякие модные арт-галереи. Публика его все выспрашивала, насколько трудно здесь получать у чиновников разрешения. А он даже не понимает, в чем может быть трудность - либо "да", либо "нет". Вот вам и разница менталитетов.
- В Берлине комфортные условия для бизнеса?
- На мой взгляд, очень! Есть понятные правила, нет коррупции и бюрократии. Зарегистрировать фирму можно за один день без всяких проволочек.
- А как россиянину, задумавшему бизнес в Берлине, приехать сюда?
- Как я понимаю, на основании параграфа 21 в Законе о пребывании (Aufenthaltsgesetz - Ред.),который распространяется на две категории людей: тех, кто открывает свою фирму, и представителей свободных профессий, например, художников, а также врачей или адвокатов, которые тоже считаются бизнесменами. Решающий фактор для Берлина - ваш предполагаемый доход, согласно бизнес-плану, после выплаты налогов и страховок должен быть примерно 24 тысячи евро в год.
- А то, что Берлин - бедный город, бизнесу не мешает?
- Конечно, в отличие от некоторых других стран, здесь нет мощной поддержки бизнес-эмиграции, зато Берлин сейчас стал центром стартапов. Его сравнивают с Нью-Йорком 1970-х, когда было мало денег, но много свежих идей, и воздух заряжен энергией развития. Уникальные условия для Европы: можно раскрутиться при минимальных затратах. Это закончится, когда художников вытеснят адвокаты.
Автор Беседовала Ксения Максимова, Берлин
DW
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?