День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный
праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные
времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные
ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле
получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к
Богу.В Библии есть притча об Ионе, посланном Богом в Нинивею, чтобы
возвестить о гибели этого города. И тогда, по велению царя Нинивеи, все
должны были с силой призывать к Богу. И люди раскаялись в содеянных
грехах, и обратились от зла к добру. Бог услышал молитвы и увидел
деяния, и не сотворил задуманного.
Совместные покаяния и молитвы были известны еще в античности.
Теологически они трижды обоснованны. Во-первых, это день ходатайства
церкви за вину всех верующих перед Богом. Далее, церковь должна в день
покаяния исполнять свою контролирующую функцию в отношении грехов. И в
заключение, дни покаяния служили каждому для проверки совести перед
Богом. В Риме, например, такие дни всеобщих покаяний и молитв должны
были предотвращать опасность бедствий и войн.
В средние века существовало два вида дней покаяния: одни были
предписаны властью и отмечались по мере необходимости. Другие, примерно
три постных дня в начале каждой четверти года, проистекали из церковных
положений. Обе категории были переняты и продолжены протестантской
церковью.
В 1532 году, как реакция на Турецкую войну, состоялся первый
протестантский День покаяния и молитвы. С 16 по 17 века для разных
территорий Германии существовали разные даты «Дня покаяния и молитвы».
В 1878 году в 28 немецких странах можно было насчитать 47 Дней
покаяния, празднующихся в 24 различных дня. В 1983 году в Пруссии по
инициативе соответствующих государственных органов такое многообразие
было устранено и праздник назначен на среду перед последним
воскресеньем церковного года, как и отмечается до сих пор.
Сущность дня покаяния и молитвы в те времена также зачастую
интерпретировалась по-разному: то народ должен был каяться и молится,
то церковная власть предписывала проконтролировать и изменить свое
мышление и отношение к Богу.
Во время Второй мировой войны «День покаяния и молитвы» был перенесен
на одно из воскресений и сделан фактически специальным выходным днем -
для приложения всех сил к молитвам о войне. После окончания войны «День
покаяния и молитвы» был возвращен к довоенному виду. В ГДР это был
выходной день до 1966 года, когда была введена 5-ти дневная рабочая
неделя. В ФРГ после войны «День покаяния и молитвы» стал
государственным выходным днем, кроме Баварии. В Баварии до 1981 года он
считался выходным лишь в территориях с преобладающим протестантским
населением. Только с 1981 года этот день стал всеобщим выходным днем в
Федеративной Германии. После объединения Германии праздник был перенят
всеми землями и оставался выходным днем еще 4 года.
Затем правительство решило, что с 1995 года День покаяния и молитвы
перестанет быть выходным днем. Такое изменение было обосновано как
необходимость выравнивания увеличенной нагрузки на работодателей,
вынужденных выплачивать вновь созданную обязательную страховку, за счет
увеличения рабочего времени работников.
Сейчас только в земле Саксония «День покаяния и молитвы» является
государственным выходным днем. В остальных землях каждый работник имеет
право взять в данный день выходной, обосновав это своими религиозными
обязанностями. Кроме того, в Баварии закрыто большинство школ и детских
садов. Все это вызывает много критики. Однако попытки вернуть выходной
день до настоящего времени не имели успеха.
Но, несмотря на отсутствие выходного, «День покаяния и молитвы»
остается важной составной частью христианской веры. Конечно, регулярные
богослужения, как это было ранее, уже не проводятся. Однако, накануне в
школах ставятся короткие пьесы на библейские истории, имеющие отношение
к покаянию. А вечером в этот день во многих приходах проходят
богослужения, где народ призывается к возвращению к Богу. При этом речь
идет не только о возвращении духовном. Поступки и дела также должны
быть изменены к лучшему. Размышления о содеянном помогают понять, где
вы были неверны Богу. А покаяние и молитвы служат для того, чтобы вновь
услышать Слово божье, вернуться на путь истинный и научиться творить
добро. Именно поэтому молитва, обращенная к Богу, должна стать
неотъемлемой частью повседневной жизни каждого.
регистрация фирм статистик, готовые ооо зао