Германия – страна книг: ежегодно здесь издаются и перездаются свыше 80.000 книг, благодаря чему она входит в число ведущих книжных наций. Более 5.000 лицензий на издание немецких книг ежегодно продаются за рубеж. Каждой осенью издательский мир собирается в Германии на крупнейшее свое мероприятие – Международную Франкфуртскую книжную ярмарку. Рядом с ней прочно утвердилась менее крупная Лейпцигская книжная ярмарка, проходящая каждой весной.Страсть к чтению у немцев не пропала – несмотря на Интернет и
телевидение. Многое произошло за последнее время на литературной сцене.
Правда, поколение ведущих послевоенных авторов, таких как Ханс Магнус
Энценсбергер, Зигфрид Ленц, Криста Вольф и нобелевский лауреат в
области литературы Гюнтер Грасс попрежнему пользуется вниманием, однако
в начале XXI века их книги не являются больше символом эстетической
инновации.
Если после Второй мировой войны велись поиски моральных
ответов, а после 1968 г. преобладал общественный анализ, то годы после
падения Берлинской стены проходили под знаком массовой культуры, когда
каждое мероприятие превращается в громкое событие, а писатель – в
поп-звезду, до которой можно дотронуться. А сегодня? Что доминирует на
германском книжном рынке? Повествовательные традиции на высоком уровне
поддерживают такие писатели, как Стен Надольный, Уве Тимм, Ф. К.
Делиус, Бригитте Кронауэр и Ральф Ротманн, которые заявили о себе еще
до 90-х годов. Страдания, вызванные современностью, искусство как
последнее прибежище для самоутверждения – вот куда устремили свой взор
австрийцы Петер Хандке и Бото Штраус. Из последующего поколения
писателей никто не достиг таких высот.
Застрельщиками
литературных дискуссий в начинающемся XXI веке по-прежнему выступают
те, кто был интеллектуальной величиной еще в «старой» Федеративной
Республике до 1990 г. И все же: существует новое желание рассказывать –
по образцу американского автора Раймонда Карвера. Юдит Херманн
считается одним из самых больших талантов, иконой молодого поколения,
живущего в «земле человеческих отношений» – Берлине. Томас Бруссиг и
Инго Шульце описывают жизнь на востоке страны, будни в бывшей ГДР. Рано
скончавшийся лирик Томас Клинг создал самостоятельную поэтологию,
открытую для попа, рекламы и сегодняшнего жаргона, сформированного
телевидением, в то время как Дурс Грюнбайн объединяет мифы с наукой и
искусством. События 11 сентября 2001 г. для всех стали особой чертой.
Намечается
ли возврат литературы к политике? Нет: писатели не сочиняют больше
утопий, их книги не обращены в будущее. Прошли времена литературных
вождей. Томление по бунтам и своенравию, правда, осталось, но главное
сейчас – аутентичность в литературе и описывать то, что есть сейчас:
чем беспощаднее, тем лучше. Собственная биография ложится в основу
историй. Функции сместились, восприятие изменилось, так как отсутствуют
не только писатели, представляющие честолюбивую в общественном плане
литературу, но и читатели, которые хотят это читать.
Источник: http://www.tatsachen-ueber-deutschland.de