Страна поэтов и мыслителей. Гёте родился в Германии, а также Бетховен и Бах. И тем не менее эта культурная нация не обладает действительно общенациональной культурной компетенцией. Культура – дело земель, так записано в Основном законе. Земли видят себя хранителями и покровителями федерализма в области культуры в Германии. Почему, собственно говоря, вопросы культуры в Германии – это нечто такое, что нация как единое целое не может или не должна была бы регулировать? Немецкая культура как способ выражения германской нации со времен кайзера Вильгельма, т.е. с конца XIX века, подозревалась в мании величия. Катастрофа национал-социализма привела в итоге к последовательной переориентации. После Второй мировой войны углубилось понимание того, что Германия только тогда сможет вернуться в мировое сообщество, если избежит любой видимости чрезмерного национального культурного пафоса. Это в свою очередь привело к отказу от какой бы то ни было общенациональной культурной политики в Германии.
Германия – страна книг: ежегодно здесь издаются и перездаются свыше 80.000 книг, благодаря чему она входит в число ведущих книжных наций. Более 5.000 лицензий на издание немецких книг ежегодно продаются за рубеж. Каждой осенью издательский мир собирается в Германии на крупнейшее свое мероприятие – Международную Франкфуртскую книжную ярмарку. Рядом с ней прочно утвердилась менее крупная Лейпцигская книжная ярмарка, проходящая каждой весной.
За рубежом о немецком театре часто бытует мнение, что он громок и нарцистичен. Но это театр, за которым стоит система, приятно удивляющая весь мир. Даже в небольших городках имеются опера и балет, наряду с драматическим искусством; в целом существует ярко выраженный театральный ландшафт, густая сеть государственных и городских, передвижных и частных театров. Как отзвук студенческого движения 68-го года сформировалась, кроме того, новая широкая театральная сцена: независимые театры; знак того, что страсть к театру по-прежнему не угасла и хочет себя показать. В Германии много тратят на эту систему: душевного волнения, внимания и денег. Для многих это роскошь: ведь театр возвращает лишь 10-15 проц. затраченных на него средств. Частные театры также подключены к государственной системе субсидий, как например, знаменитый «Берлинер шаубюне», основанный режиссером Петером Штайном, который и вылепил его профиль. Эта система, похоже, уже давно достигла зенита своего развития. Она переживает трудную фазу, так как к искусству то и дело подходят с материальными мерками.
Репутация немцев как музыкальной нации по-прежнему базируется на таких именах, как Бах, Бетховен и Брамс, как Гендель и Рихард Штраус. Студенты со всего мира устремляются в германские высшие музыкальные школы, любители музыки посещают фестивали: от Байройтского фестиваля музыки Вагнера до фестиваля современной музыки (Дней музыки) в Донауэшингене.
Начиная с 90-х годов живопись и фотография из Германии пользуются большим успехом в других странах. За рубежом новое германское чудо в области живописи известно под маркой «Young German Artists». Художники живут в Лейпциге, Берлине или Дрездене.
Богатство германского медийного ландшафта дополняют радио и телевидение. Родившись в 20-е годы (радио) или в 50-е годы (телевидение) в качестве публично-правовых программ, в конце 80-х они образовали пестрый спектр дуальной системы, состоящей из публично-правовых и частных телерадиокомпаний.
Незадолго до смены тысячелетий немецкое кино выдернул из зимней спячки взрывной фильм Тома Тиквера «Беги, Лола, беги» (1998). Пронизанная экспериментальным духом комедия о рыжей Лоле, о судьбе, любви и случайности отражает жизненные ощущения конца 90-х годов.
Разгар сентября - время Октябрьского праздника. Он так называется, хотя начинается в сентябре. Этот факт чем-то напоминает об Октябрьской революции, которую в России отмечали в ноябре. Но на этом аналогии
заканчиваются.
Октоберфест – праздник немецкой души
Независимо от возраста, происхождения и образования многие немцы
находят и деньги, и время, и повод, чтобы в конце сентября - начале
октября хотя бы на один день отправиться в Мюнхен.
"Чокнемся за то, чтобы стало хорошо" - таков гимн самого знаменитого
торжества в Баварии. В субботу 16 сентября в Мюнхене в сто
семьдесят третий раз начался традиционный Октоберфест – в дословном
переводе "праздник Октября". Означает такое словосочетание - веселье,
карусели, танцы, море пива и, пожалуй, самое массовое народное гуляние
в мире.
Немецкие пословицы и поговорки с переводом на русский язык