Благосостояние для всех и социальная справедливость – такова была цель федерального министра экономики Людвига Эрхарда в конце 50-х годов, когда он внедрил в Германии социальную рыночную экономику. «Германская модель» стала символом успеха и образцом для подражания во многих странах. Один из столпов этого успеха – широкая система социальной защиты. В Германии имеется одна из наиболее плотно сотканных социальных сетей: 27,4 проц. валового внутреннего продукта расходуются на социальные нужды. США, для сравнения, инвестируют в эту сферу 14,7 проц. ВВП, а средний уровень по странам ОЭСР составляет 20,4 проц. Широкая система, состоящая из страхования на случай болезни, от несчастного случая, на случай необходимости ухода, пенсионного страхования и страхования на случай безработицы, защищает от финансовых последствий жизненных неурядиц. Наряду с этим социальная система включает в себя финансируемые за счет налогов услуги, например, компенсации семьям (пособие на ребенка, налоговые льготы) или обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров и хронически нетрудоспособных. Германия видит себя социальным государством, считающим социальную защиту своих граждан одной из приоритетных задач.
Системы социальной защиты, основанные на
принципе «государства всеобщего благоденствия», имеют в Германии давние
традиции, уходящие корнями в эпоху индустриализации. В конце XIX века
рейхсканцлер Отто фон Бисмарк разработал основные положения
государственной системы социального страхования; под его патронажем
появились законы о страховании от несчастного случая и на случай
болезни, а также о страховании на случай инвалидности и о пенсионном
страховании. И если тогда только десятая часть населения была охвачена
социальным законодательством, то сегодня почти 90 проц. жителей
Германии находятся под его защитой.
В последующие десятилетия социальная сеть
была расширена и одновременно усовершенствована. Так, в 1927 г.
появилось страхование от финансовых последствий безработицы, а в 1995
г. – страхование на случай необходимости ухода. XXI век требует
основополагающей структурной переориентации систем социальной защиты с
прицелом на их прочное финансовое обеспечение. Растущая доля пожилых
людей среди населения в сочетании со сравнительно низкой рождаемостью,
а также тенденции на рынке труда привели к тому, что системы социальной
защиты работают на пределе своих возможностей. С помощью широких реформ
политики пытаются дать ответ на вызовы времени и на солидарной основе
обеспечить функционирование социальной сети и для будущих поколений.