Дизайнер-классик, ценивший анонимность

Изготовленными по его моделям лампами, чайниками, мисками и масленками пользуются тысячи людей, не зная, что их спроектировал известный дизайнер. Для Вильгельма Вагенфельда это было бы настоящим комплиментом. Сервиз Вагенфельда
Сервиз Вагенфельда. магазин посуды.

Вильгельм Вагенфельд (Wilhelm Wagenfeld) создавал одинаково качественные предметы и из дорогого серебра, и из дешевого алюминия. Его стеклянный чайник приятно держать в руках: он не только потрясающе красив, но и по-настоящему удобен. В этом чайнике, как и во множестве других бытовых предметов, Вагенфельд в совершенстве соединил эстетичность и функциональность, реализовав таким образом свое дизайнерское кредо.

Вильгельм Вагенфельд родился в 1900 году в Бремене. Его 111-летию, так сказать, нестандартному юбилею, посвящена выставка в Баухаузе в Дессау, которая продлится до конца октября. Экспозиция прослеживает путь Вагенфельда от ученика Баухауза до классика промышленного дизайна.

Единство искусства и техники

В 1923 году Вильгельм Вагенфельд приехал учиться в мастерской по обработке металла в Баухаузе - Высшей школе строительства и художественного конструирования, которая тогда еще находилась в Веймаре. Будущий дизайнер застал школу в переломный момент. По идее основателя Баухауза Вальтера Гропиуса (Walter Gropius), провозгласившего единство искусства и техники, школа должна была тесно сотрудничать с промышленностью, чтобы не остаться исключительно художественным институтом, далеким от повседневности.

Вильгельм Вагенфельд заинтересовался массовым промышленным производством в самом начале своей карьеры. И уже первые его проекты оказались успешными. В 1924 году под руководством другого известного баухаузовца Ласло Мохой-Надя Вагенфельд создал, пожалуй, самую известную свою вещь, ставшую впоследствии классикой Баухауза - настольную лампу с полукруглым абажуром из матового стекла под названием WG 24.

Эта лампа определила почерк мастера: трезвый, рациональный, без всяких витиеватостей. Простые формы и естественные цвета Вагенфельд, как говорил он сам, подсматривал у природы. То, что создавали его коллеги по Баухаузу, пионеру промышленного дизайна казалось порой чересчур надуманным и формалистским, не подходящим для использования в быту.

Посуда под стать времени

В 1931 году Вагенфельд познакомился в Йене с Эрихом Шоттом (Erich Schott), сыном основателя известного стекольного завода Schott & Genossen. Эта встреча положила начало плодотворному сотрудничеству. Новому главному дизайнеру фабрики Вагенфельду удалось создать из огнеупорного стекла чайную посуду, которая уже вскоре приобрела культовый характер. Она пользуется спросом и до сих пор.

Эта посуда подходила ко многим новшествам времени: к стальной мебели, разработанной дизайнерами Баухауза, и рационально спланированному кухонному гарнитуру. Орудовавшая на кухне домашняя хозяйка теперь чем-то походила на лаборантку, технически подкованную и наблюдающую за тем, как готовится еда в прозрачной посуде.

В 1935 году Вильгельм Вагенфельд стал художественным директором стекольного завода в Вайсвассере. В то время как его коллеги по Баухаузу Вальтер Гропиус и Ласло Мохой-Надь эмигрировали из Германии, спасаясь от преследования нацистов, Вагенфельд остался на родине. Открытый противник национал-социализма, он отказался вступать в НСДАП и был отправлен на Восточный фронт, где в 1945 году попал в советский плен.

Ширпотреб как эталон

В первые послевоенные годы Вагенфельд работал в Дрездене и Берлине. В 1954 году он основал Мастерскую Вагенфельда в Штутгарте, которая просуществовала до 1978 года. Среди его именитых заказчиков была и фирма WMF. Стаканы, сахарницы, соковыжималки, подставки для яиц, масленки и ножи, спроектированные Вагенфельдом, определили вкус уже нескольких поколений потребителей. Многие из этих вещей фирма WMF производит и сегодня.

В творениях дизайнера Вагенфельда нет ничего эксцентричного, они невзыскательны. Эти предметы быта, стоящие на полках многих кухонь, в каком-то смысле можно назвать анонимными, ведь зачастую те, кто ими пользуются, не знают имени их создателя.

"Это настоящий комплимент для моего отца, - отметила дочь Вагенфельда Майке Ноль-Вагенфельд (Maike Noll-Wagenfeld) в интервью Deutschlandradio. - По его замыслу, созданные им вещи не должны были бросаться в глаза. Он хотел, чтобы люди с удовольствием ими пользовались и чтобы вопрос авторства не играл никакой роли".

Автор Ольга Солонарь

DW
23 Сентября, 2011 Просмотров: 2514 Печать

В этом разделе

Добавить комментарий

Ваше имя |
Текст
Captcha
|
Captcha
Контрольный вопрос

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?

|



Факты о Германии
Основные факты и цифры о Германии.

Есть вопрос? Мы отвечаем!

Задать вопрос


Праздники Германии


 Случайное фото

Пиннеберг

Начните свой виртуальный тур по городам Германии!

Панорамы городов Германии

Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?