В сентябре 2008 года правительство Германии подвело итоги 20-летней работы по приему этнических немцев из стран Восточной Европы. По данным, которые привела канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), с 1988 года в Германию приехали около трех миллионов немцев-переселенцев из стран Восточной Европы.
Глава федерального ведомства по делам миграции и беженцев Альберт Шмид (Albert Schmid) опроверг сообщения о том, что Германию якобы охватила волна возращения немцев-переселенцев в Россию. По его словам, "в период с 2000 по 2006 годы в Германию из России прибыли 218 тысяч 708 переселенцев. В Россию за это время вернулись 13 тысяч 661 человек". Более новых официальных данных еще нет, но они, по мнению экспертов, вряд ли сильно отличаются от уже имеющихся.
Тем не менее, проблема возвращения переселенцев существует. К тому же теперь те, кто переезжает из Германии в Россию, могут рассчитывать на поддержку. В ноябре 2008 года Россия обнародовала Программу по добровольному переселению соотечественников, живущих за рубежом. Она предусматривает для возвращенцев социальные и налоговые льготы. Кроме того, упрощен порядок получения российского гражданства. Семья Бранд из города Нойса, узнав об этой программе, приняла решение уехать в Россию - в Калининградскую область.
Без работы ты никто, и звать тебя никак
Вадим и Екатерина Брандт (Brandt) приехали в Германию 15 лет назад из Казахстана в 20-летнем возрасте. Вадим работал сварщиком на Джамбульской ГРЭС. В Германии ему пришлось переучиться на автомеханика. Однако постоянной работы он так и не нашел. Многие годы Вадим числится в агентстве по трудоустройству, которое предоставляет ему только временную работу.
Спрос на временных работников сейчас невелик. Да и в хорошие времена Вадим неделями сидел без работы. Кроме того, и заработки в таких агентствах, по немецким меркам, небольшие. Жена Вадима, бывшая секретарь-машинистка, стала домохозяйкой, воспитывает двух малолетних дочерей, которые родились в Германии. "Без работы в Германии ты никто",- уверен Вадим. Именно отсутствие постоянной работы и связанные с этим финансовые трудности побудили семью вернуться в Россию. Но есть и другие причины.Местные немцы нам чужие
"При всем моем уважении к немцам, я так и не смог принять их менталитета, - говорит Вадим. - Мы совсем разные". По словам Вадима, и бывшие соотечественники в Германии тоже сильно изменились, могут на улице не поздороваться, пройдут мимо, втянув головы в плечи.
"Насколько я понял, у немцев понятие друг - mein Freund - отличается от нашего". Настоящая дружба, взаимовыручка, как считает Вадим, - явление редкое. Немцы, по его мнению, в большинстве своем индивидуалисты, и каждый живет сам по себе. Друзей среди местных немцев Вадим за годы жизни в Германии так и не приобрел.
Старшая дочь говорит на двух языках, но лучше на русском, потому что в детский сад ее не водили, она мало общалась со сверстниками. Родители решили, что уезжать надо именно сейчас, пока дети маленькие, иначе они пойдут в немецкую школу и забудут русский язык. "С возвращением одна загвоздка - материального характера, - сетует жена Вадима Екатерина. - Для переезда в Россию нужны деньги - на оплату контейнеров с имуществом, на первое время пребывания там". Никаких сбережений у семьи нет.
В Германии быть бедным хуже, чем в России
Вадим не может понять несговорчивость немецких чиновников и критикует негибкость механизмов социальной системы. Он задается вопросом: почему Германия готова годами платить таким семьям, как его, пособия, поддерживая, по его словам, бедность, но не соглашается оплатить возвращение в Россию? Он уверен, что в качестве подъемных ему хватило бы и социального пособия за полгода. Но ведомство по социальным делам в Нойсе, куда он обратился с такой просьбой, в поддержке отказало, сославшись на законы. "Парадокс, но городу выгоднее содержать нас, чем от нас избавиться", - пожимает плечами Вадим.
Он и его жена Екатерина убеждены в том, что обойдутся немецким налогоплательщикам куда дороже в том случае, если останутся жить в Германии. Была надежда на Россию. Но в консульстве в Бонне Вадиму сообщили, что с "подъемными деньгами" надо договариваться с властями Калиниградской области уже по прибытии. Зато консульство обнадежило с предоставлением гражданства для жены. Вадим еще до переезда в Казахстан успел получить российский папорт в Воркуте, ему восстановить гражданство проще. А вот у Екатерины был только казахстанский паспорт. Правда, ходатайство о гражданстве уже ушло в Россию, надо только набраться терпения в ожидании положительного решения.Не пугает ли семью неизвестность? Ведь нет гарантии, что в Калининградской области их ждет работа, а о "социальных пособиях", как в Германии, многим приходится только мечтать. Но и на это у Вадима заготовлен ответ: "Все надо видеть в сравнении. Те, кого в Германии считают бедными, в России, как мне кажется, - это что-то вроде средней прослойки. Там большинство людей бедные, но они нормально живут - у них есть подсобное хозяйство, они не зависят от социальной помощи, но и не голодают. Пока здоровье нам позволяет, мы себя и своих детей прокормим".
"Мое сердце никогда здесь не приживется"
У Вадима есть идеи, как устроить жизнь в Калининградской области. Москва тоже не сразу строилась. Эту поговорку Вадим вспоминает, рассказывая о своих планах.
"Моя жизнь в Германии не прошла даром, я многому научился здесь и не чураюсь работы. Попытаюсь организовать свое дело. В Калининградскую область поеду с двумя сварочными аппаратами. Нашел кемпи сварочный аппарат цена. Для начала, думаю, хватит, а там посмотрим", - сам себя успокаивает Вадим.Десять лет Вадим не выезжал из Германии, родственники ему говорили: вот ты съезди туда в гости, и ностальгию как рукой снимет. Вадим поехал к друзьям в Тверскую область. Прямо там, по его собственному признанию, он был готов сдать немецкий паспорт и остаться, если бы не семья в Нойсе. С тяжелым сердцем он вернулся в Германию. Русские люди пусть и грубоваты, считает он, но они намного искреннее немцев.
"Даже родственники мои такими стали, онемечились, - считает Вадим. По его словам, находить общий язык все труднее. "А русский человек не прячет эмоций, у него все на лице написано. Мне с такими людьми проще жить", - заключает Вадим Брандт.
Автор: Виктор Вайц
Редактор: Вячеслав Юрин
DW
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?