Бернд Хонес (Bernd Hones) возглавляет московское бюро правительственного агентства Germany Trade & Invest (GTAI), оказывающего информационные и консалтинговые услуги как немецким, так и зарубежным бизнесменам. В беседе с DW он поделился своими впечатлениями от многочисленных бесед с работающими в России представителями фирм из Германии.
DW: Какие настроения царят сейчас в крупнейшем иностранном бизнес-сообществе в России - немецком? На что оно настраивается в 2015 году?
Бернд Хонес: Немецкий бизнес в России уже понес в 2014 году серьезные убытки и оценивает перспективы на 2015 год еще более пессимистично. Если в прошлом году экспорт из Германии в РФ сократился примерно на 20 процентов, то в нынешнем году его объемы упадут еще примерно на треть. Это связано с охлаждением экономической конъюнктуры, но главным образом - с обвальным падением курса рубля, что привело к резкому удорожанию немецкой экспортной продукции: станков и оборудования, автомобилей, электротехники и электроники, медицинской техники, лекарств. К тому же с 8 августа запрещен ввоз продуктов питания из Германии - мяса, рыбы, овощей.
- Так что сейчас главная проблема для немецкого бизнеса в России - это слабый рубль?
- Слабый рубль и усложнившиеся условия финансирования. Возьмите, к примеру, российское химическое предприятие, которое хотело бы приобрести в Германии некую машину. Мало того, что для совершения сделки ему необходимо теперь на 50-60 процентов больше рублей, чем год назад. Но и взять кредит нынче намного труднее. Год назад базовая ставка в России составляла 5,5 процента, а сейчас - 17 процентов. В результате российские банки выдают корпоративные кредиты примерно под 30 процентов годовых, в лучшем случае, для крупных компаний, под 23-25 процентов.
- Какой настрой царит в связи с этим в немецких деловых кругах - сворачивать бизнес в России или все же оставаться?
- Подавляющая часть тех фирм, с которыми я общался, намерена остаться. Однако большинство из них приостанавливает новые инвестиционные проекты.
- К каким мерам они еще прибегают для стабилизации своего бизнеса?
- Первым делом - снижают издержки. Например, возвращают обратно в Германию, в материнскую компанию, иностранных сотрудников - тех, кому надо платить в евро или долларах. Они стремятся снизить стоимость аренды помещений, особенно в Москве, где цены раньше были очень высокими. Те компании, которым не удается больше продавать свои машины, сосредотачиваются на сервисе и техническом обслуживании. Сокращаются парки служебных автомобилей, ну, и, конечно же, зарплаты. Кроме этого, небольшие компании всё больше предпочитают абонентское юридическое обслуживание, вместо штатного юриста.
- А штаты тоже сокращаются?
- Вообще-то немецкие компании не хотят терять своих хорошо обученных российских сотрудников. Я знаю несколько фирм, которые увольняют сейчас малоквалифицированный персонал, но при этом, наоборот, стараются хоть немного повысить зарплаты наиболее квалифицированным кадрам. У многих предприятий сейчас такая установка: несмотря на инфляцию, составляющую порядка 10 процентов, удержать фонд заработной платы на прошлогоднем уровне.
- Однако слабый рубль имеет ведь и свои преимущества.
- Совершенно верно, давно уже не было так выгодно развивать производство в самой России. Поэтому некоторые немецкие фирмы поступают сейчас, на мой взгляд, весьма умно, задумываясь о расширении производства на рублевой основе. У них перед глазами целый ряд ориентированных на экспорт российских химических или аграрных предприятий, дела у которых в 2015 году из-за возросшей конкурентоспособности пойдут намного лучше, чем в предыдущие два года.
- А как деловые круги Германии относятся к официально взятому российским руководством курсу на импортозамещение?
- Чистые экспортеры от этого, несомненно, страдают. Однако в России действуют порядка 6 тысяч немецких фирм, являющихся российскими юридическими лицами, и многие из них занимаются производством.
Немецкие предприятия осуществили в общей сложности больше прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, чем фирмы из США, Японии, Китая, Франции, Великобритании и Италии, вместе взятые! И когда вы бываете в российских регионах, вам постоянно попадаются на глаза эмблемы немецких компаний. Именно они и имеют все шансы выиграть в условиях нынешнего кризиса.
- А значительно усилившиеся в России антизападные и антиевропейские настроения на деятельности немецких компаний и бизнесменов не сказываются?
- На личном общении чаще всего не сказываются. Скажем, немецкого производителя все той же машины для химической промышленности российские менеджеры принимают сегодня не менее сердечно, чем год назад. Однако совершенно очевидно, что у российских закупщиков сменились приоритеты: они все чаще приобретают продукцию китайских или южнокорейских машиностроителей.
Автор Беседовал Андрей Гурков
DW
Есть вопрос? Мы отвечаем!
Начните свой виртуальный тур по городам Германии!
Хотите увидеть все объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Германии?